Бей до дна: что нужно знать о работе и жизни на буровых платформах

1. Кaк устрoeнa плaтфoрмa

«Пoлярнaя звeздa», кaк и мнoгиe другиe платформы, больше похожа на помесь огромного цеха и корабля. Она может передвигаться самостоятельно (средняя скорость, правда, не превышает 14 километров в час) и на буксире. Прибыв на нужный участок шельфа, который, по прогнозам сейсморазведки, потенциально богат полезными ископаемыми, платформу «заземляют» с помощью якорей, общий вес которых составляет 120 тонн. Сама платформа размещается на стальном понтоне, секции которого наполнены воздухом. Вес всей конструкции — 60 тысяч тонн, высота — почти 36-этажный дом, площадь — практически футбольное поле: 84 метра в длину, 72 в ширину.

Все работы на платформе делятся на две части: непосредственно буровые и сопутствующие. У буровиков главный начальник установки, у экипажа — капитан судна. В подчинении у первого — буровой мастер, помощник бурильщика, машинист буровой установки, разнорабочие, электрики, программисты (работа платформы практически полностью автоматизирована), у второго — матросы, боцман, старпом. Всего на «Полярной звезде» одновременно работают около трехсот человек: вахта длится 30 дней, после чего людей отправляют домой, а им на смену приезжают новые. Транспортный катер от установки на большую землю курсирует раз в неделю, он же привозит необходимые продукты, поскольку сразу на месяц обеспечить всем необходимым платформу нельзя: за один только день здесь съедают, например, 50 килограммов мяса и 25 килограммов картошки.

2. А что мне за это будет?

Заработная плата работников буровой установки зависит от нескольких факторов. Во-первых, от региона, во-вторых, от специальности, в-третьих, от квалификации, в-четвертых, от компании-нанимателя. Выше всего зарплаты в этой сфере в Ненецком автономном округе, Магаданской области, Камчатском крае, Приморье, Сахалинской области («Полярная звезда» базируется в 28 километрах от берега Сахалина на крупнейшем Киринском месторождении), в Коми и Хакасии. Здесь зарплата бурового мастера (это руководитель буровой бригады — даже не начальник всей платформы) — варьируется от 110 до 160 тысяч за вахту, машиниста буровой установки — от 50 до 130 тысяч, инженера по промышленной безопасности — от 90 тысяч, бурильщиков — от 70 до 100 тысяч, матросов от 50 до 80 тысяч, капитанов — от 120 тысяч, слесарей по обслуживанию буровых от 80 до 110 тысяч. И все это на полном обеспечении: жилье, еда, медицинское обслуживание, спортзал, сауна, спецодежда — все эти блага цивилизации газодобывающая компания берет на себя. Кроме того, после 30-дневной вахты работники уходят в 30-дневный оплачиваемый отпуск, ну и еще один приятный бонус — полный социальный пакет.

Разумеется, человека с улицы не возьмут даже на позицию палубного матроса. Чтобы стать начальником буровой установки, придется сначала получить высшее специальное образование и пройти долгий путь от бурильщика и помощника бурильщика до главного инженера. Предпочтение отдают специалистам, владеющим английским языком, поскольку на платформе много иностранцев — представителей компаний-подрядчиков, с которыми необходимо взаимодействовать каждый день. В целом, устроиться на буровую установку не так-то просто — спрос куда выше предложения.

3. Подводные камни подводной газодобычи

Зарплаты у тех, кто в море, конечно, несравнимы со средними по России, однако это не просто так. Профессия бурильщика — одна из самых опасных современных специальностей. И дело даже не в стихии и штормах, которые могут перевернуть платформу, как это случилось в 2011 году с «Кольской», когда у берегов Сахалина погибло 53 человека, или внезапном взрыве газа в скважине, как в Мексиканском заливе в 2010-м, когда на платформе Deepwater Horizon погибло 11 человек. На установках работают сменами: каждая длится 12 часов, за которые может произойти что угодно. Многотонные грузы, балки, трубы, железные ключи и цепи — все это может одинаково приземлиться на голову как матросу, так и буровому мастеру, если кто-то хотя бы на несколько секунд потеряет бдительность. Да и попасть на платформу — уже само по себе адреналиновое приключение: швартоваться к ее борту категорически запрещено, поэтому с катера на палубу людей переносят в корзине с помощью подъемного крана, и трос на ветру весьма остросюжетно раскачивается.

Также работники буровых платформ должны быть готовы к тому, что между вахтами придется проходить изнурительные тренинги — и это не тот абонемент, который можно купить и благополучно забыть про него. Регулярные трехдневные курсы по выживанию включают в себя как физические, так и интеллектуальные тесты: от ориентирования на местности до спасения из кабины тонущего вертолета. Технику безопасности принципиально важно знать всем — от повара и врача до главного инженера и капитана, поэтому учебная тревога затрагивает как экипаж, так и буровую бригаду. Да и в целом, от слаженности работы команды напрямую зависят не только человеческие жизни, но и заработки: если кто-то один недосмотрел, отвлекся, что-то сделал не так — это может отразиться на всем процессе бурения, в то время как час простоя установки — это десятки тысяч долларов, а сутки вовсе будут стоить полмиллиона долларов.

Другие подробности о суровой жизни буровиков узнаешь в программе «Платформа» — с 9 октября по будням в 21:00 в эфире Discovery Channel.