Князь Владимир: сын ключницы, растлитель девиц и креститель земли Русской

Прoсмoтрoв:
590
Кoммeнтaриeв:
4

Бoлee тысячи лeт минулo с тex пoр, кaк xристиaнствo укоренилось на Руси. Огнем и мечом насаждалась новая вера в те стародавние времена. Рушились старые идолы, плетками загоняли народ в реки, принуждая к принятию единой христианской веры. Роптал народ, в гневе воздавали к небесам свои посохи волхвы, предрекая конец земли русичей, пугая местью языческих богов. Не было конца негодованию и пересудам: князь Владимир, сам ранее создававший капища, не стеснялся теперь сносить головы деревянным статуям Перуна и Даждьбога. Распустив своих наложниц и рабынь, князь женился на византийской принцессе Анне, а потом и вовсе стал строить храмы во имя Христа и Святой Девы. Тот ли это князь? Это ли Владимир?

И правда, удивительные изменения произошли в этом человеке, испытавшем в своей жизни немало горестей. Долгий путь прошел юный княжич от сына ключницы Малуши до крестителя Руси и Великого собирателя земель русских. Давайте последуем по тропе истории вслед за нитью жизни князя Владимира.

Сын рабыни, сумевший стать воином

Мать Владимира, Малуша, была родом из древлян. После мести княгини Ольги за убитого Игоря, древляне подчинялись Киеву. По некоторым источникам – Малуша прислуживала самой Ольге, а князь Святослав, прельстившись прелестями девицы, воспылал к Малуше охотою, после чего родила она сына.

Мы можем только догадываться, каково было детство ребенка. Таких байстрюков, как он, при княжеском дворе бегало не мало. А еще были княжичи старшие – Олег и Ярополк, сыновья угорской законной жены Святослава – Предславы. Думается, что детство Владимира легким не было. Да и бабка его Ольга, принявшая к тому времени христианство, забрала внука от матери, когда ему было три года, рассердившись на прелюбодейство Святослава, произошедшее у нее под носом. По законам язычества, Владимир все-таки имел права на престол, но были эти права довольно эфемерными.

По некоторым источникам, брат его матери – Добрыня, стал наставником мальчика, приучив его с раннего детства к суровому быту воина. Наверняка, именно он помог мальчику впервые оседлать коня, дал первый в жизни маленький меч, и первую порку Владимир, скорей всего получил от дяди.

Очевидно, Святослав любил своего сына Владимира, а возможно, запала ему в сердце его мать – Малуша. И когда пришло время, поделил он между сыновьями свое царство. Олегу – отдал земли древлян, Ярополку – Киев, а Владимиру достался Новгород, куда он вскоре и отправился наместником.

Междоусобицы

Междоусобные войны – словосочетание из учебников. А если задуматься – страшное явление: сосед на соседа, брат на брата, сын на отца. Словно волки грызут горло друг друга противники, выедая славу, богатство и власть. Так и вышло у старших братьев Владимира. После смерти отца, каждый из сыновей стал сам по себе, полноправным правителем в своих вотчинах. Словно пожар, разгорелся конфликт между Олегом и Ярополком, раздуваемый со всех сторон теми, кто желал поживиться. Убит был Олег, а Ярополку и дальше хотелось крови. Мешал ему Владимир в Новгороде, надо было убрать рабского сына.

Владимир, хоть был и горячего нрава, но осознал, что к сражению с братом не готов. Он спешно покинул Новгород, и устремился к варягам, где стал готовиться к ответному удару.

В 978 году Владимир, собрав приличную дружину, отбил Новгород и двинулся дальше, желая полностью подчинить себе земли, завещанные отцом.

Надругательство над Рогнедой

Всю жизнь над Владимиром нависало тяжким грузом его рабское происхождение. Братья считали его низким плебеем, высмеивали, подшучивали. То и дело ловил на себе княжич-полукровка насмешливые взгляды. Раб, сын ключницы, байстрюк! Но теперь, Владимир больше не хотел прощать оскорблений. Стоя впереди войска, он ощущал себя князем, воителем, властелином. А мощь дружинников лишь подстегивала амбиции.

Прибыв в Полоцк, по пути в Киев, Владимир приметил княжну Рогнеду. Прельстившись ее нежным обликом, князь решил посвататься к красавице. Но Рогнеда выйдя на широкий двор, во всю высмеяла его, прилюдно сказав, что не станет «разувать раба». Согласно русской традиции, разувание мужа – было частью брачных отношений.

Кровь прилила к голове князя, гнев застил глаза, «раб», — стучало в висках. Владимир жестоко надругался над Рогнедой, силком заставив принять его мужем, насилуя ее в присутствии родителей. Позже, он, все еще опьяненный злостью, убил обоих стариков.

Владимир-язычник

Захватив Киев и умертвив брата Ярополка, Владимир добился всего, чего желал. Как языческий правитель, он воздвигал статуи богов, завел множество жен, рабынь и наложниц, он поощрял жертвоприношения, не гнушаясь приносить богам и человеческие жизни.

В летописях можно прочесть следующее: «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей …». Князь Владимир слыл растлителем дев, а жену своего брата Ярополка взял беременной.

Христианство

Трудно сказать в какой момент Владимир решил принять христианство, какие события повлияли на его выбор. Конечно, существует легенда, где подробно описывается, как князь сравнивал различные религии. Но самым главным в выборе, на мой взгляд, была политическая составляющая.

Безусловно, приобретя опыт правления, анализируя свои деяния, Владимир понимал, насколько важна вера в единого Бога для всех земель русского государства. Только так можно было объединить народы и города, создать централизованную власть.

Но есть еще мнение, что князь, раскаивался во многих своих поступках, что в принципе, свойственно мыслящему человеку. И когда он окунулся в крестильную купель, по преданию, его словами были: «Вот теперь я познал истинного Бога!». Мы не можем судить, насколько правдивы источники, но можем видеть плоды усилий Владимира по объединению и усилению Руси. И наверняка путь, пройденный этим неординарным человеком от раба до князя, стал его испытанием, покаянием и прозрением.