В чем разница между верхним и нижним расположением крыла?

Прoсмoтрoв:
826
Кoммeнтaриeв:
2

Рaссмaтривaя фoтoгрaфии бoeвыx, вoeннo-трaнспoртныx и гражданских самолетов вы могли заметить, что крыло некоторых представителей воздушных судов крепится к фюзеляжу сверху, других — снизу, а третьих — посередине.

О плюсах и минусах каждой схемы расположения такого неотъемлемого элемента железных птиц, как крыло — мы сегодня и поговорим!


а — расположение крыла сверху, б — расположение крыла посередине, в -расположение крыла снизу

В зависимости от расположения крыла относительно фюзеляжа самолеты можно разделить на три большие группы: высокопланы, среднепланы и низкопланы. Рассмотрим каждую группу с точки зрения области применения и не будем затрагивать их аэродинамические показатели.

1) Высокопланы

Типичными представителями являются военно-транспортные самолеты, для которых удобство загрузки и выгрузки всевозможных грузов является одним из немаловажных эксплуатационных показателей. Высоко расположенное крыло позволяет опустить фюзеляж ниже, что значительно упрощает этот процесс, да и погрузочной технике ничего не мешает производить какие-то манипуляции с грузом вокруг самолета, т.к. и крыло, и двигатели расположены высоко.


Ил-76. Высокоплан

Т.к. двигатели расположены высоко, затрудняется их техническое обслуживание, однако и шанс случайного повреждения силовых установок на взлете или посадке сводится к минимуму.

Шасси высокопланов размещается либо в мотогондолах крыла, что увеличивает их длину, сложность и вес, либо внутри фюзеляжа, однако уменьшение колеи ухудшает устойчивость самолета на взлетно-посадочной полосе.


Шасси в мотогондолах крыла. Ан-26. Высокоплан

2. Низкопланы

Типичные представители низкопланов — пассажирские самолеты, требования к которым несколько отличаются от самолетов транспортных. Здесь низкорасположенное крыло дает большое преимущество в плане защищенности, т.к. оно играет роль своеобразной подушки безопасности при аварийной посадке как с выпущенным, так и с убранным шасси.


Боинг 767. Низкоплан

А если говорить о посадке на воду, то достаточно вспомнить аварийную посадку пассажирского А-320 на реку Гудзон в 2009 году, где низкорасположенное крыло сыграло роль понтона, благодаря чему фюзеляж оставался над водой (а не под ней, как могло бы быть с высокопланом)


А-320 дрейфует на Гудзоне в ожидании помощи

Благодаря низкорасположенному относительно фюзеляжа крылу стойки шасси таких самолетов существенно короче и легче, нежели шасси высокопланов. Двигатели (если они располагаются на крыле) легче обслуживать, однако и вероятность попадания туда посторонних предметов при взлете и посадке увеличивается, как и увеличивается шанс задеть крылом ВПП при посадке с сильным боковым ветром.


Посадка при сильном боковом ветре

3. Среднепланы

Это нечто среднее между высокопланами и низкопланами. Такая схема практически не применяется на транспортных и пассажирских самолетах по той причине, что силовая балка, соединяющая плоскости крыла, проходит через самую середину фюзеляжа, что накладывает внушительные ограничения на внутреннее пространство. Однако и многие недостатки предыдущих схем расположения крыла здесь компенсируют друг друга.

Среднепланами являются преимущественно машины лёгкой и боевой авиации. Здесь промежуточное между средним и высоким положение крыла позволяет убирать в него стойки шасси, а вооружение, подвешенное снизу, не рискует быть задетым о ВПП.


Су-17. Среднеплан

Ну и ниже будет небольшой фотоколлаж, демонстрирующий визуальную разницу между самолетами с верхним, средним и нижним расположением крыла относительно фюзеляжа.


Ил-76, Ил-62, МиГ-21. Где какая схема — догадаться несложно

Что-ж, напоследок скажу, что статья носила лишь ознакомительный характер и не имела цели подробно описать каждый тип летательных аппаратов с разных точек зрения.