Почему некоторые российские истребители имеют поколения 4+ и 4++

Прoсмoтрoв:
846
Кoммeнтaриeв:

Кaк вы знaeтe, рeaктивныe истребители принято разделять по поколениям: от первого до пятого. Несмотря на то, что уже сейчас лица крупнейших мировых авиастроительных компаний все чаще и чаще говорят о потенциально возможном самолете шестого поколения, венцом истребительной авиации являются именно машины пятого поколения (F-22, F-35, Су-57 и т.д.).

Однако существуют в военной авиации и такие истребители, которые не относятся ни к 5-му, ни к 4-му поколению! Их принято обозначать, как истребители 4+ или 4++ поколения!


Истребитель 4++ поколения Су-35

Статья будет предельно простенькой и рассчитанной на людей, имеющих об этом слабое представление

Дело в том, что каждому поколению присущ ряд необходимых критериев, которыми должен обладать истребитель, входящий в то или иное поколение.

Как известно, машины, изначально входящие в 4-е поколение, с течением времени претерпевают многочисленные модернизации, которые значительно увеличивают их боевую эффективность. Рано или поздно неизбежно наступает момент, когда самолет, некогда входящий в 4-е поколение, начинает удовлетворять и некоторым требованиям к самолетам 5-го поколения. В этом случае истребитель как-бы становится переходным звеном между 4-м и 5-м поколениями! Его поколение с этого момента 4+.


Истребитель 4+ поколения Су-30

Но и на этом модернизация самолета не заканчивается! Самолет 4+ поколения продолжают дорабатывать, внедряя в его конструкцию самые современные комплектующие. В конце концов мы приходим к тому, что новейший истребитель некогда 4-го, а ныне 4+ поколения удовлетворяет практически всем требованиям к истребителям 5-го поколения и по боевой эффективности едва уступает им! В этот момент самолет получает «повышение» до 4++ поколения, что говорит нам о практически полном соответствии его характеристик с машинами 5-го поколения.

А каким же, собственно, требованиям 5-го поколения удовлетворяют эти самолеты?

1) Способность разгоняться до сверхзвуковой скорости без применения форсажа (благодаря более мощным двигателям);

2) Сверхманевренность (управляемый вектор тяги);

3) Более совершенная авионика (РЛС С АФАР, например);

4) Автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех;

И т.д. Все перечислять не буду.

Однако есть и критерии, которым истребитель 4++ поколения никогда не сможет соответствовать.


Истребитель 4++ поколения МиГ-35

Например — активное применение технологий снижения заметности. Обычно модернизации включают в себя замену электронной «начинки» истребителя с сохранением формы его планера. Однако же для снижения заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах планер должен разрабатываться по совершенно иной концепции. Взгляните на планер любого истребителя 5- го поколения и разница сразу бросится в глаза.


F-22 Raptor и F/A-18

Да и вооружение истребитель 5-го поколения должен нести внутри фюзеляжа (необходимо для снижения заметности), что для 4++ поколения является задачей, наверное, невыполнимой.

Некоторые представители 4+ поколения:

  • Су-33
  • Су-30
  • Eurofighter Typhoon
  • Dassault Rafale
  • J-10

Некоторые представители 4++ поколения:

  • Су-35
  • МиГ-35


Су-35БМ