Прoсмoтрoв:
71
Кoммeнтaриeв:
Римскaя импeрия мирoлюбиeм нe oтличaлaсь и сo врeмeнeм сумела крепко зарасти колониями. Понимая, что такие территории перекроить на свой лад невозможно и хлопотно, они во многом выступали как довольно демократичные завоеватели. Римляне не навязывали своей религии и не вмешивались в дела местных церковников. Часто даже административный ресурс после завоевания оставался прежним. Жестко от колоний требовали только двух вещей – уважения к имперскому орлу и регулярной отправки налогов. Правда, от этого власть чужаков не становилась желаннее и мягче.
Естественно, что на захваченных территориях время от времени возникали движения сопротивления. И естественно, что Рим их нещадно давил по мере сил и возможностей.
В Иудее такой протестной партией явились зелоты, чье название можно перевести как «приверженец, адепт, ревнитель». Зелоты отличались радикализмом и запросто находили врагов не только в среде оккупационных сил, но и среди своих. Особенно если кто-то из них недостаточно ретиво сопротивлялся пришлой власти.
Довольно долго зелоты действовали в меньшинстве и не встречали поддержки широких слоев населения. Но все изменилось во времена Калигулы, который вдруг уверился в своей божественности, отчего повелел установить свои скульптуры по всей империи и преклонятся им, как божествам традиционного пантеона – страшный грех по мнению правоверного иудея.
Гладиатор с той самой сикой. Мозаика из Куриона на Кипре
Между тем, к 6 году нашей эры у зелотов сформировалось боевое крыло, позднее выделившееся в самостоятельную секту. Это образование встало на путь террора, борясь за самостоятельное государства без римского контроля. Радикалов прозвали сикариями – по разновидности изогнутого кинжала, известного как «сика» или «сикарус». Этот кривой клинок позволял при определенных навыках надежно поражать противника даже закрытого доспехом или щитом. Слову же «сикарий» в русском языке ближайшей аналогией будет «убийца» или «кинжальщик».
Каких-то особых отличий сикарии не имели. Хотя кинжал был обязательным атрибутом. Просто его прятали под одеждой, отчего отличить радикально настроенного от мирного иудея внешне никак не получалось. Поэтому действия сикариев отличались эффективностью.
Организация операций сикариев мало отличалась от современных методов. Прежде всего, намечалась жертва – на ее роль выбирался видный человек, напрямую или косвенно связанный с римской властью. Убийство должно было быть резонансным и поучительным для врагов. Хотя случалось, что убивали и рядовых легионеров – просто подвернулась возможность и грех было ее упустить.
После выбора цели начиналась кропотливая работа по сбору информации о мишени. Место жительства, привычки, режим жизни, особенности охраны и другие мелочи, позволявшие нанести удар тайно и наверняка. Часто слежку вел не один человек, а целая группа – тут привлечение нескольких человек упрощало задачу и способствовало конспиративности. Все же заметить слежку одним филером проще, чем если наблюдатели станут меняться.
Убивали обычно в людных местах, в толпе. Исполнитель мог назначаться одиночный, хотя чаще предпочитали работать группой – для большей гарантии и скорости исполнения. Жертву незаметно окружали и наносили в сутолоке несколько роковых ударов. Оружие обычно бросали на месте, чтобы в случае поимки исполнителя было сложно опознать без улик.
Иллюстратор: Radu Oltean
Сикарии хорошо понимали психологию толпы. Люди могли сразу и не понять причину падения человека или подвергнуться всеобщей панике, что давало время скрыться, смешавшись с толпой.
Жертвами становились и простые римляне, и представители их администрации, и даже свои, в чем-то сочувствующие захватчикам. Причем ранг жертв мог быть немалым. Так, к примеру, они закололи ни много ни мало первосвященника Ионатана – человека немалого ранга в тогдашнем обществе. Между прочим, есть мнение, что и разбойник Варавва, упомянутый в Библии (его освободили в честь праздника во время распятия Христа), тоже относился к сикариям. Рим боролся с движением, но ему не хватало последовательности. Один прокуратор их нещадно преследовал, а его сменщик мог приказать выпустить всех пойманных представителей движения из тюрем. И даже попытаться использовать их в своих политических целях. А потом цикл снова повторялся.
Сикарии долго считались изгоями общества, поскольку многим не импонировали их методы борьбы. Все изменилось во время правления последнего прокуратора Гессия Флора. Этого чиновника люто ненавидело все население Иудеи, поскольку он как-то не стеснялся в методах грабежа.
Гессий, попавший в прокураторы по протекции жены, дружившей с супругой Нерона, старался награбить как можно больше. Он потребовал с храмовой кассы огромную сумму денег, а когда не получил желаемого, запросто устроил резню, перебив 3600 евреев. А потом разграбил Храм, выбрав из него все сокровища. Чего жители Иерусалима уже никак простить не могли. И начался бунт. Правда, Флор сумел бежать из города.
Сикарий в деле от Peter Dennis
Вскоре восстание охватило всю страну, а во главе его встали сикарии. Знаменитые Менахем бен-Иехуда и Элазар бен-Яир тоже из их числа. И во многом способствовали тому, что римская власть в Иудее на короткое время пала. Примерно два года евреи оставались свободными, но вскоре до них докатился беспощадный римский каток – легионы пришли карать, а не договариваться.
Во время этих войн Менахем бен-Иехуда сумел захватить почти неприступную крепость Масаду, но был казнен своими же соратниками – он возомнил себя Мессией и стал добиваться верховной власти. А Элазар бен-Яир возглавил оборону этой крепости, когда она оказалась последним очагом сопротивления. И так уж получилось, что последние в истории сикарии погибли именно в Масаде в 73 году. Итого эпоха сикариев в истории заняла всего 67 лет. Правда, помнят о них и сегодня. А кто-то и пытается подражать.