Прoсмoтрoв:
389
Кoммeнтaриeв:
Вoзмoжнo, вы слышaли oб oднoм из oснoвoпoлaгaющиx принципoв фотографии – о том, что каждая фотография должна рассказывать свою историю. Как говорят некоторые профессионалы, фотография без истории превращается в бессмысленную открытку, и с этим сложно не согласиться.
Эдди Путера из Куала Лумпура, известный профессиональный фотограф, однажды открыл для себя новый – и довольно неожиданный – способ рассказывать свои истории, и этот способ сделал его, пожалуй, более известным, чем его основная деятельность.
Занимавшийся в основном двумерным искусством Эдди на излете пятого десятка своей биографии ушел в «реальный 3D» – он начал строить диорамы. И одной из причин такой трансформации его творчества стали, как ни странно, автомобили: как рассказывал сам художник, однажды он разглядывал свою коллекцию миниатюрных моделей и решил, что неплохо было бы создать реальную – такую же миниатюрную – обстановку хотя бы для нескольких из них.
И, как говорится, понеслось. Первой диорамой Эдди в 2015 году стал 30-сантиметровый проект, построенный вокруг Гандама – одного из самых известных персонажей аниме. Но практически сразу художник решил, что все эти ваши фантастические роботы ему не слишком интересны и обратился к реальной жизни. Теперь он воссоздает бытовые сцены – те, что однажды подсмотрел на улицах, бродя по ним с камерой в руках, или сюжеты, которые он с детства хранит в памяти. Стрит-фотография, которой Эдди увлекался многие годы, обеспечила ему вагон и маленькую тележку вдохновения пополам с пищей для размышлений.
В основном Путера работает в масштабе 1:64 – его личный мир в 64 раза меньше, чем тот, что окружает нас с вами. Диорамами увлекаются многие, но мировую известность Эдди принесло его невообразимое внимание к деталям: в своих трехмерных композициях художник скрупулезно продумывает каждую мелочь. По собственным словам Путеры, для него огромное значение имеет буквально каждый миллиметр – вплоть до осязаемой фактуры на овощах, лежащих на лотке уличного торговца, аутентичных надписей на вывесках и тому подобное.
И, естественно, в его уличных сценках важную роль играют автомобили, с которых, по сути, все и началось. Четырехколесные (и двухколесные) участники композиций Путеры сами могут считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно Эдди интегрирует их в собственное пространство. Особенно круто машины выглядят в сценках из деревенской жизни: побитые жизнью, но все еще несломленные скромные трудяги.
Создавать такие реалистичные сценки Эдди помогает, как сейчас говорят, богатый бэкграунд: когда-то он много занимался живописью, а его первым бизнесом – еще до фотографии – была архитектурная фирма. Но ради своих диорам художник осваивает и весьма экстравагантные материалы, задействуя то, что оказалось под рукой в буквальном смысле. Например, фактуру ржавчины на кузовах автомобилей он имитирует при помощи обычного табачного пепла: на многих фотографиях Путера запечатлен со своей любимой трубкой, так что за материалами для работы ему далеко ходить не надо. В дело идут песок, глина, камни, сухие листья, проволока, вата, воск, эпоксидка и даже травы, которые можно найти на любой кухне – петрушка, базилик и прочие орегано с тимьяном.
С одной стороны, по миниатюрам Эдди можно изучать как быт сельских районов Малайзии, так и нюансы ее автопрома. С другой, он сам признавался, что поставщиками объектов для диорам ему частенько служат окрестные магазины игрушек – нужно просто научиться смотреть на то, что там продается, особым взглядом, видеть в новенькой машинке или кукле перспективу ее трансформации в нечто уникальное, что-то, что может рассказать историю.
Сейчас на счету Эдди более сотни диорам, и часть из них уже выкуплена поклонниками его творчества со всего света. Бывает, работает Путера и по заказу: например, на Bored Panda однажды появилась история о том, как некий заказчик попросил Эдди воссоздать деревенский дом его деда и дедушкин «Жук» – чтобы потом подарить диораму самому дедушке. Как говорит художник, работать над диорамами он может сутками, отвлекаясь лишь на сон и лапшу быстрого приготовления.
Согласитесь, это очень похоже на какую-то маниакальную страсть? Но для Эдди, похоже, создание окон в свой маленький мир – лишь экстравагантная возможность поделиться с окружающими тем огромным багажом визуальных впечатлений, который тот накопил за пять десятков лет весьма бурной жизни.