Прoсмoтрoв:
126
Кoммeнтaриeв:
Вo врeмeнa вoйны Сeвeрa и Югa стaндaртнoй пoxoднoй пeснeй янки считaлoсь прoизвeдeниe с мрачноватым названием «Тело Джона Брауна» неизвестного автора. Человек, носивший это имя, был казнен в 1859. Ну а легендой успел стать еще при жизни. Правда, не для белого населения страны, а для беглых рабов.
В Америке той поры довольно мирно (или почти мирно) уживались представители массы религиозных концессий. В основном христианского толка. Причем Библия толковалась крайне широко, даже вольно. Скажем, янки-пуритане в вопросах религиозных догм в какой-то мере тяготели к иудаизму, а не к каноническому католицизму, поскольку ставили Ветхий Завет много выше Нового. В Ветхом Завете верховное божество, как известно, имеет довольно крутой характер и даже не чуждо некоторых жестокостей. Поэтому североамериканские пуритане, при общем приятии общехристианских ценностей, считали нормальным добиваться их соблюдения довольно крутыми методами. Они отчасти являлись радикальной, воинствующей ветвью популярного религиозного учения. И так уж получилось, что идея всеобщего равенства, братства и недопущения рабства вызрела именно в этой среде. И случилось это за много лет до начала гражданской войны в Америке.
Тело Джона Брауна – во мраке гробовом,А душа идет в поход.Тело Джона Брауна лежит в земле сырой,Но дух его зовет нас в бой!(«John Brown’s Body», один из вариантов перевода первого куплета)
Вот в такой семье и родился в 1800 году Джон Браун. Человек, ставший праведником и мучеником на Севере, но считавшийся бандитом на Юге. Человек, в котором сочетались бесстрашие и равнодушие к собственной жизни, революционный романтизм и хватка торговца. А еще у него было обостренные чувства чести и достоинства – причем не своего личного, а общечеловеческого. И если первые пункты так высоко ценились на враждебном Брауну Юге, то последний пункт не всегда находил отклик и в сердцах тогдашних янки.
Отец Брауна имел довольно интересные взгляды на отцовские обязанности. И в 1812 году, во время очередной войны с Британией, послал сына вместо себя гуртовщиком в действующую армию. Сам же он не мог отлучиться из-за того, что бизнес требовал его присутствия дома. Кстати, семья Браунов прекрасно уживалась с индейцами и хорошо относилась к чернокожим представителям населения. Вообще, идею всеобщего равенства, ровно как равенства мужчины и женщины Джон Браун вынес из раннего детства. Позднее он своим дочерям даст такое же образование, как и сыновьям – что в ту пору расценивалось как невообразимое чудачество.
Будучи лично храбрым человеком, он оставался глубоко религиозным. И даже готовился стать священником, но из-за финансовых трудностей и неожиданной болезни так и не смог закончить духовного образования. И пошел по коммерческой – совместно с братом открыл кожевенную мастерскую.
Джон Браун
В 1820 Джон Браун женился. А через пять лет переехал в Пенсильванию, где продолжил кожевенный бизнес. Вот только дела не заладились, и Джон пробовал спекулировать землей и строить типовые кожевенные фабрики, занимался овцеводством и коневодством. Коммерческий успех так и не пришел, отчего ему пришлось работать почтальоном и обыкновенным пастухом. Но даже с минимальным доходом Браун хлопотал об открытии школы для негров. Что совсем не нравилось местным властям – расовая сегрегация еще процветала в обществе.
У Брауна умерли двое сыновей и жена. Он женился повторно (всего у него было 2 жены и 20 детей от них, из которых минимум шестеро умерли от болезней). Вскоре после свадьбы был вынужденным объявить себя банкротом. Но даже тогда Джон Браун не прекращал помогать беглым рабам, выступая в роли проводника на подпольной железной дороге – организации, тайно переправлявшей негров в свободные штаты. Кстати, в дом Джона всегда выступал в роли временного прибежища для беглецов.
Постепенно Джон Браун пришел к выводу, что рабство может быть устранено только одним путем – путем вооруженного восстания. И сначала Джон выступил в своеобразной роли вооруженного бандита. Впрочем, если быть справедливым, первый шаг к насилию все же совершил не он, а его противники.
Штурм арсенала Харперс Ферри, в котором укрылись Джон Браун и сторонники. Гравюры из газет
В 1855 в Канзасе скотоводов, являвшихся ярыми противниками рабства, стали теснить вооруженные поселенцы, тайком спонсируемые плантаторами. Фермеры старались потеснить ранчеро и не стеснялись применять оружие. Джон с пятью старшими сыновьями решили принять участие в этом конфликте.
В 1856 плантаторы, прикрываемые властями, разгромили скотоводческий городок и избили сенатора, сопротивлявшегося распространению рабства. В ответ отряд Джона Брауна напал на поселок плантаторов и пятерых его жителей изрубил саблями. Противники (60 человек) не стали тянуть с местью и напали на городок, в котором засел Джон Браун. Но в результате всего два десятка защитников отбили нападение, да еще и захватили капитана – предводителя отряда. Капитана благородно вернули южанам в обмен на устное обещание освободить двух сыновей Брауна, арестованных незадолго до описанных событий. Ну а сам Джон Браун наведался тем временем в соседний штат и освободил несколько рабов.
Вот тут-то Конгресс и понапринимал массу законов в пользу рабовладельцев, отчего противники рабства решили не ждать новых, а начать полномасштабную войну. Джон Браун стал много путешествовать, убеждая богатых сторонников своей идеи перейти к решительным действиям. В результате чего получил финансирование.
Команда Брауна
Идея восстания казалась легко реализуемой. Планировалось захватить армейский арсенал, укрепиться в нем, а потом спокойно поджидать прихода рабов с соседних плантаций. Рабов по этому плану вооружали, а затем начиналась полномасштабная гражданская война по всему региону. А еще массовый исход рабов из хозяйств обещал экономический коллапс всего юга. В теории. Вот только место для выполнения плана выбрали неудачное.
Во-первых, рядом с захваченным арсеналом вообще не имелось крупных плантаций. Так что очереди из беглых негров не случилось. Во-вторых, до столицы страны всего-то было 60 километров, так что власти среагировали моментально и подразделения морской пехоты блокировали захваченный арсенал еще до того, как стали собираться противники рабовладения. Ну а в-третьих план был рассчитан на две тысячи участников, а к его реализации приступил отряд всего-то из 21 человека. Из них трое выступали в роли заслона.
Был захвачен мост и арсенал (его охранял всего один часовой). А потом на соседних мелких плантациях реквизировали повозки и лошадей, а рабов вооружили. Телеграфные провода перерезали, а проходящий поезд задержали. При этом застрелили начальника багажного отделения (пытался поднять тревогу) и чернокожего носильщика (случайно). Тут-то захват арсенала, до того произведенный довольно конспиративно, стал известен широкой публике. В город прибыли регулярные войска под командованием Роберта Ли – тогда еще полковника.
Как итог…
Браун захватил 10 человек местных (как заложников) и забаррикадировался в сарае пожарной охраны арсенала. Один из заложников (мэр города) решил бежать, прыгнув в реку Потомак, но его застрелили. А в это время начался штурм.
Морские пехотинцы тараном разбили блокированную дверь, ворвались внутрь и штыками перекололи защитников. Точнее, часть из них. Потери нападавший составили одного пехотинца убитыми, а у мятежников погибло десять человек. В том числе два сына Джона Брауна. Пятеро бежали, а восьмерых взяли в плен. Среди пленных оказался и сам Джон Браун – с тремя штыковыми ранами в спину и головой, изрубленной саблями.
Суд приговорил Брауна к виселице. Апелляции защиты остались без внимания. Сторонники Брауна почти организовали ему побег, но он отказался, сказав, что в таком случае его начинание превратится в комедию и подвергнется насмешкам южан. По словам свидетелей, Браун держался с превеликим мужеством до самого конца, встретив смерть спокойно и твердо. До отмены рабства оставалось 4 года. Но уже тогда американское общество поняло, что серьезный конфликт не за горами и то была лишь генеральная репетиция большой войны.