Дaниил Квят
Рoдился: 26.04.1994
Рoст: 180 см
Вeс: 61 кг
Рoдился: Уфa
Живeт: Рим и Лoндoн
Кoмaндa F1: Scuderia Toro Rosso
Бoлид: STR9 с двигaтeлeм Renault Energy F1-2014
Личный автомобиль: Volkswagen up!
Чемпион серии GP3 (2013), чемпион серии «Формула Renault 2.0 Alps» (2012), второе место в серии «Формула Renault 2.0 Eurocup» (2012)
Даниил Квят о главных факторах, которые помогли ему добраться до «Формулы»
1. Карты — козыри
Я первый российский пилот, который попал в «Формулу-1» по классической схеме — через увлечение картингом в детстве. Первый раз отец привел меня на картодром в 8 лет, чтобы просто покататься. Мне настолько понравилось, что я стал постоянно проситься на трек, и меня отдали в картинговую секцию. В 12 лет я впервые принял участие в соревнованиях за границей (в итальянском чемпионате по картингу), в 15 лет занял второе место в WSK International Series, одном из главных чемпионатов самой крутой картинговой серии KF3. У российского формульного первопроходца Виталия Петрова картингового опыта нет — он начал соревноваться только в 17 лет и сразу с гонок кузовных автомобилей. Возможно, именно поэтому ему в «Формуле-1» пришлось сложнее, чем мне.
2. Классическое образование
Чтобы выигрывать на престижных мировых соревнованиях, нужно с молодых ногтей тренироваться в стране с богатыми гоночными традициями, просто потому, что там тренеры десятки лет в деле и знают такие нюансы, о существовании которых не подозревают даже лучшие российские пилоты. Мне повезло, родители нашли возможность переехать всей семьей в Италию, когда стало понятно, что я готов заниматься картингом серьезно. С точки зрения гонщика Италия, конечно, не Англия, последняя дала миру 15 чемпионов мира F1, а первая — троих. Но если сравнивать с Россией, то и три чемпиона немало, плюс не стоит забывать, что именно итальянская команда Ferrari является самой успешной за историю королевских гонок — ей чаще других доставался Кубок конструкторов, а именно — 16 раз.
4 причины, по которым Даниил Квят считает «Формулу-1» королевским спортом
Свита
На этапы Гран-при с нашей командой ездит 80–100 человек. Поэтому на трассе всегда чувствуешь, что за тобой толпа единомышленников, которые готовы тебя во всем поддержать. При этом лично я общаюсь всего с 5–10 членами команды.
Обоз
Перевозка всего необходимого для каждого этапа Гран-при по логистике больше всего похожа на подготовку к небольшой войне. По воздуху за океан «Формулу-1» (а это 22 команды) перевозят 6 транспортных «Боинг-747», по земле (когда Гран-при проходит в Европе) — 300 фур.
Груз ответственности
Пилоты F1 не только купаются в лучах славы, как короли, но и страдают от стресса, как добросовестные главы государств. Запомни, каждое мгновение на трассе гонщик едет на пределе своих сил, внимания, а также сцепных характеристик покрышек. В поворотах в штатном режиме перегрузки могут достигать величины 3,5 g, а если болид вылетает с трассы и начинает кувыркаться, как это было, например, в 2007 году на Гран-при Канады с машиной Роберта Кубицы, то перегрузки могут достигать 30 g.
Сильная шея
Корона Британской империи весит 910 грамм; для участия в ежегодной церемонии открытия сессии парламента ее доставляют в Вестминстерский дворец отдельным экипажем. Королева надевает свои регалии только перед самым началом церемонии, иначе слишком тяжело. Стандартный шлем пилота F1 весит 1,3 кг, а в поворотах из-за перегрузок у меня на голове болтается уже около 5 кг. Поэтому важная составляющая физической подготовки пилота F1 — это закачка мышц шеи. Тех, кто ленится выполнять это задание в спортзале, по ночам во снах преследует треск ломающихся шейных позвонков.
Видные эксперты в области автогонок о Квяте и его месте в F1
Энтони Дэвидсон
Бывший гонщик «Формулы-1», комментатор телеканала Sky Sport:
«Я многого жду от Квята. Это не очередной гонщик, заплативший за место в кокпите болида «Формулы-1» кучу денег. Даниил заработал это право трудом и талантом».
MH: В автомобильном спорте есть такое понятие, как «рента-драйвер». Это пилот, который не получает зарплату, а, наоборот, приносит в команду деньги за право участвовать в соревнованиях — либо свои личные, либо спонсора. В «Формуле-1» рента-драйверов хватает, хотя наличие денег не избавляет их от необходимости доказать свою профпригодность в младших сериях. Рента-драйверы это, например, Виталий Петров и Бруно Сенна. Даже Ники Лауда начинал карьеру гонщика рента-драйвером. А вот Даниил Квят избежал участи платного пилота. Он гоняет по привычной схеме — за зарплату.
Марк Зурер
Бывший пилот «Формулы-1», комментатор немецкой редакции телеканала Sky Sport:
«Для меня Квят — гонщик будущего. Его сразу бросили в холодную воду, но он уверенно решает поставленные задачи».
MH: Даниил Квят стал лишь четвертым пилотом в истории «Формулы-1», который попал в кокпит болида F1, минуя самую последнюю и самую ответственную ступень в карьере гонщика перед королевскими гонками — серию GP2. Выиграв в 2013 году серию GP3, Квят без лишних прелюдий получил приглашение в команду Scuderia Toro Rosso.
Кристиан Хорнер
Руководитель Red Bull Racing, команды «Формулы-1»:
«Даниил показал сенсационные результаты уже во время дебюта в 2014 году, и достоин звания лучшего дебютанта того сезона».
MH: Вообще-то, если судить по сухим цифрам, в этом сезоне Даниил Квят — не самый успешный дебютант сезона-2014. Его конкурент, 21-летний новичок из Дании Кевин Магнуссен занимал в конце августа уже 10-е место (с 30 очками). Но мы помним, что Кристиан Хорнер — руководитель той самой команды, за которую выступает четырехкратный чемпион мира F1 Себастьян Феттель. Даниил может отставать по очкам из-за независящих от него факторов, например проблем с болидом. Если Хорнер говорит, что Даниил выступает хорошо, значит, так оно и есть.
Схема стандартной карьерной лестницы гонщика, ведущая в F1
1 ступень
Младшие серии
Мощность двигателей: 140–200 л. с.
«Формула Ford», «Формула BMW», «Формула Renault 2.0» — это так называемые «младшие» серии, которые были созданы специально для того, чтобы юные гонщики по мере взросления могли легко и безболезненно пересесть из картов в гоночные болиды.
2 ступень
GP3
Мощность двигателя: 200–400 л. с.
Следующий шаг на пути к королевским гонкам: болиды подороже, двигатели помощнее. Серия проводится на европейских трассах «Формулы-1», что как бы намекает пилотам на блестящие перспективы, если они не будут жалеть ни себя, ни резину.
3 ступень
GP2
Мощность двигателя: 612 л. с.
В GP2 почти все по-взрослому — мощность двигателя (в «Формуле-1» она ограничена 750 л. с.), скорости, риски, стоимость болида, командировки за пределы Европы на заокеанские Гран-при. Чемпионы GP2 — самые вероятные кандидаты в команды F1.