Прoсмoтрoв:
385
Кoммeнтaриeв:
1
В рaннeм СССР прeдпринимaлись пoпытки всeрьeз зaняться oбрaзoвaниeм цыгaн. И oни принесли свои плоды, среди народа появилась прослойка интеллигенции, поэты, писатели, композиторы. Издавались даже специальные журналы для цыган. Но с 1933 года против них начались репрессии, и о дальнейшей интеграции в общество на время пришлось забыть. Народ рома массово стал возвращаться к кочевой жизни.
Цыгане с высшим образованием – кем они были
Этому в школе не научат (Картина Н. Бессонова, художника и цыганолога)./Фото: f8.ifotki.info
Цыганская интеллигенция в городах не исчезла и в трудные годы гонений – до позднего социализма и оттепели 60-х. Было много писателей, поэтов, артистов, музыкантов – певцов, виртуозов-исполнителей, дирижеров. Многие из них получали хорошее образование в консерваториях, технических и педагогических вузах.
В первые годы советской власти появилось много цыганских литераторов и педагогов с институтским образованием: переводчик и поэт Александр Германо, драматург и поэт, член Союза писателей Николай Саткевич и другие. Они преподавали в первых цыганских школах, создавали литературные журналы, издавали книги. Стоит вспомнить, что цыганская интеллигенция первых лет советской власти получала среднее образование в царской России, обычно в гимназиях, которые были для них совершенно доступны. Да и к высшему образованию не было преград.
Но так было в городах, а в таборных поселках по-прежнему не была ликвидирована неграмотность среди детей и взрослых. Самые упорные цыгане получали образование и становились значимыми в культуре страны не благодаря, а вопреки организации школьного образования.
Спецшколашкола для детей рома – необходимость или сегрегация
И все же в местах постоянных таборных поселений открываются отделения для цыганских детей при обычных школах. Но изолированное обучение исключало детей из общения со сверстниками других национальностей, делало почти невозможным получение профессионального и высшего образования. Это признавали и сами цыгане: матери не хотели замкнутого обучения своих детей, считая, что сохранить свой язык можно и дома.
Проблем совместного образования тоже было немало: цыганские малыши не ходили в детский сад, подготовки к обучению на русском языке не имели. То же самое происходило и в национальных школах союзных республик. Мало где удавалось организовать специальную подготовку первоклассников, а ведь для младших детей любой язык, кроме родного, был иностранным. Не хватало и преподавателей, нужны были специальные азбуки для наглядного объяснения слов, непонятных не только по написанию, но и звучанию. На помощь малышам приходили их мамы, которые сидели за партами и терпеливо переводили каждое слово учительницы. Но уже ко второму классу смышленые дети подтягивались к остальным и часто учились не хуже других.
Для женщин-цыганок главным делом традиционно считалось воспитание детей, поэтому они охотно сопровождали своих чад в школы: ждали окончания занятий, следили, чтобы их не обижали, или какая-то неприятность с ними не случилась. Чужие привычки и нравы пугали, заставляли следить за соблюдением строгих правил в одежде и поведении своих малышей. Отстранить цыганскую мамашу от присмотра за своими детьми часто было равносильно исключению из школы ребенка. Разработкой учебных программ занимаются все больше, но школ и учителей все равно не хватает, неграмотность в среде рома растет.
В создании школ в таборных поселках принимали участие старейшины. Например, в Тюмени была открыта школа на средства цыганского «барона» в его же доме. Он сам нанял учителей, закупил парты, учебники – и три года содержал все, пока местные власти не взяли часть расходов на себя.
Все трудности в организации обучения детей из цыганских поселений приводили к тому, что специальные школы часто считали единственным выходом. Родители же справедливо считали такое разделение обидным, писали жалобы или просто переставали посылать детей в школы.
Другим препятствием к получению образования была бедность большого числа семей: одежда, особенно теплая, портфели, ручки – все было проблемой. Да и администрации школ чаще всего не стремились принимать детей из табора, отказывая семьям под предлогом нехватки мест или отсутствия прописки по месту жительства.
Обязательно образование по-цыгански и много ли знал счастливый обладатель аттестата
Цыганские школьники, учившиеся в общих классах без подготовки, отставали от сверстников – языковой барьер преодолевали не сразу. В дальнейшем общение налаживалось, а школьные науки наверстывались хуже. С введением обязательного среднего образования требовалось привлечь в школу всех детей. Легче учиться от этого цыганам не стало, но теперь появлялись новые стимулы хотя бы к посещению: без присутствия на занятиях не принимали в самодеятельные театры, танцевальные кружки, хоры.
Артистичные и музыкальные дети и подростки приходили отбыть обязательную повинность и радостно убегали петь и плясать. Появились аттестованные восьмиклассники, читающие по слогам. Особых неудобств они не испытывали. Если состоятельная цыганская семья готовила ребенка – обычно мальчика – к дальнейшей учебе, ему нанимали учителей дополнительно, не полагаясь на школьные знания.
Другим препятствием к обучению были традиционные ранние браки – с 13 лет не только девочек выдавали замуж, часто и мальчики женились, едва закончив начальную школу. После третьего или четвертого класса цыганских девочек почти не оставалось, тогда как любознательные мальчики часто учились, даже женившись.
И тут тоже старейшины (бароны) часто убеждали детей учиться, а родителей – отдавать их в школы и помогать. Пришло понимание, что устроиться на мало-мальски приличную работу необразованные не могут. А традиционные цыганские уменья все реже давали возможность выбиться из нищеты.
Город мастеров и цыганская столица Сороки
Молдавские Сороки назвали цыганской столицей за видный и посещаемый туристами поселок на холме с домами-дворцами. Зажиточных цыган в позднее советское время было много, как и вообще в республике. Здесь дети рома учились в школах дольше, богатые родители-цыгане не всегда отдавали замуж дочерей в детском возрасте. И дома для себя и наследников строили с размахом – дворцы, соборы, театры. Цыганское население больше 3% не составляло и в те времена, но было заметным благодаря живописному поселку.
Здесь много строили, отделывали дома причудливыми фигурами, узорными решетками и куполами. Кузнецы и музыканты были не единственными специалистами, которым находились занятия. Женщины хорошо зарабатывали виртуозным гаданием, были даже свои гиды.
Сегодня работы стало мало, гаданиям не верят, дома понемногу ветшают. Молодежь уезжает на заработки – в Россию и другие страны. Но туристы все еще ездят в живописный старинный городок над Днестром.