История советских диафильмов

Прoсмoтрoв:
436
Кoммeнтaриeв:
1

Вeрнeмся нa миг в тo бeззaбoтнoe врeмя, свoбoднoe от нынешних проблем и забот.

Вспомним яркий момент нашего детства, а именно — диафильмы.

Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки… Все это навсегда остается в памяти ребенка. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр, и начинается сказка…

Нашу теперешнюю жизнь уже легко представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но они не смогут вытеснить из вашего сердца эту чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне.

Диафильмом называют пленку из 20–50 кадров с серией изображений (диапозитивов). Все они объединены общей тематикой в короткометражный фильм. Диафильмы чем-то напоминают комиксы, статичные мультфильмы, книжные иллюстрации, но всё же относятся к отдельному искусству.

Оживающие картинки и атмосфера «домашнего кинотеатра» сделали из диафильмов ни на что не похожее развлечение, нишу, в которой нашли применение работы десятков художников того времени. Не одно поколение выросло на этих сказках и историях, бережно храня и передавая по наследству богатые коллекции диапозитивных кинолент.

Слово «диафильм» и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые не знают, что такое «диафильм», увеличивается с каждым днем. Объяснить, что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм – это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности.

В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм», выпускавшая сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались, как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали легкого оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.

В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: «Багаж» и «Пожар» (по С. Маршаку), «Девочка-ревушка» (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам («Новый Гуливер» 1940 г., «Броненосец „Потемкин“, „Летят журавли“ и проч.).

В судии «ДИАФИЛЬМ» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.

Начиная с конца 50-ых гг. производство художественных диафильмов стало массовым: студия «Диафильм» стала выпускать 300-400 наименований диафильмов в год. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки. Важным шагом был переход от огнеопасной киноплёнки на основе нитроцеллюлозы — к безопасной „ацетатной“ основе.

Диафильмы были очень популярны в СССР. Их использовали не только в обычной повседневной жизни, но и для обучения детей и студентов. Это были не только короткие мультики или сказки…

Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса.

С 60-х — 70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов для узкой плёнки (16 мм и 8 мм) позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов».

Сейчас существуют оцифрованные диафильмы, которые можно записать на флеш-карту или жесткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора. Такие диафильмы ты также можешь смотреть онлайн на тематических сайтах. Но, полагаю, новые технологии не могут заменить магии «волшебного фонаря», ведь мир диафильма — это что-то неповторимое.

Но, пожалуй, даже новые технологии не способны до конца заменить уютное чудо «волшебного фонаря». Иначе и быть не может, ведь мир диафильма – это необыкновенный мир. Погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами – это значит на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и домашних кинотеатрах; это все равно, что приехать на дорогой машине в свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то был лучшим другом детства…