» Безумное» прошлое — история психиатрии.

Прoсмoтрoв:
275
Кoммeнтaриeв:

Сeгoдня, eсли вбить пoискoвый зaпрoс «Asylum» (с сoврeмeннoгo aнгл. — дуркa, псиx.бoльницa) в стрoку брaузeрa и нaжaть «искaть», мoжнo нaйти бoльшoe кoличeствo музыкaльныx aльбoмoв сaмыx рaзныx жaнрoв — oт трэш-мeтaллa дo xaрд-рoкa и, вoзмoжнo (нo этo нe тoчнo) — дo пoпсы. A eщё тaм будут фильмы, книги, журналы и комиксы. Но мы сразу спросим: кино это, конечно, здорово, а книжки, конечно, тоже полезно… но где всё остальное? Где старый недобрый галоперидол, на фоне побочных эффектов от которого самое мрачное будущее антиутопий Стругацких будет казаться райским обитаемым островом с говорящими стаями павианов-людоедов. Где обливания холодной водой? Где медицинская асфиксия (удушение)? Лоботомия? Удары током? Вертикальная и горизонтальная карусель для больных (центрифуга)? Классическая порка? Лечебное голодание? Где история карательной психиатрии СССР и Китая 20-го века? Где опыты над пациентами? Где персидские «дурдомы» 9-го века с балалайками и финиками? А где лондонские пыточные камеры для «лунатиков»? Где вся эта история терапевтических процедур для восстановления ментальной целостности? Нету! Хоть шаром по палате прокати.

Если вы спросите, кто был первым психиатром, то, положа руку на справочник психических заболеваний, я, наверное, отвечу: «Ну, какой-нибудь шаман». Когда-то, давным давно, во всех заболеваниях, и физических и ментальных, винили духовный мир (в смысле, мир духов), и за поиском исцеления отправляли какого-нибудь добровольца в оленьей шкуре верхом на психотропных веществах растительного происхождения. Но уже к 5-му веку до нашей эры греки стали выделять у людей такие симптомы, как бред, необычное психическое возбуждение и галлюцинации, в отдельные, отделяя их от сыпи или поноса, даже если это самое возбуждение с поносом совпадали по времени.

Тогда в силу вступила новейшая медицинская теория о четырех жидкостях, вызывающих своим дисбалансом все известные болезни. Придумал эту ахинею, собственно, Гиппократ. Она выросла в 4 темперамента — характера. И вот, согласно этой идее, избыток черной желчи заставлял человека быть меланхоличным, а преобладание обычной желчи — чрезмерно горячим и импульсивным. Ещё были слизь — медлительные флегматики, и кровь — весёлые сангвиники. Это важный нюанс, а не тупая «цитатка» из Вики. Следующие 2000 лет лечить будут по принципу: меланхолия у вас или возбужденность холерика, выдавливая из вас желчь и внимательно её разглядывая, выпучив ученые глаза.

Вообще, греко-римское право предписывало изолировать от общества сумасшедших и откровенно странных личностей. Но эта обязанность или никому не определялась вовсе, или ложилась на плечи родных и близких. В Римской империи при серьезных психических нарушениях запрещалось даже выходить из дома. Если же заботиться о таком человеке было некому, то город мог назначить смотрителя, если у больного были бабки. Если не было ни родни, ни дома, ни денег, его могли изолировать единственным оставшимся способом — в тюрьме. Для римлян туллианум — тюрьма (от изобретателя Тулла Костиллия) — дело редкое. По нашим представлениям это вообще СИЗО, а не место заключения. В них обычно ждали казни или суда, и ключевое слово — ждали. Так, чтобы ожидание само по себе было наказанием — редкое исключение. Абсолютное большинство преступников вкалывало на каторге, а особо упоротых убивали. Согласитесь, в эту систему сложно вписать сумасшедших. Туллианум вообще не приспособлен для оказания помощи — это подземная камера на манер септика или водохранилища со спуском сверху. А не палата с медсестрой и афобазолом на завтрак.

Немного выделяется на общем фоне Индия, где первые аюрведические тексты в 3-ем веке до нашей эры, например Чарака Самхита, не только отделяют психические заболевания от физических, но и содержат первые упоминания психиатрических лечебниц, где именно заботились о таких пациентах, пытаясь облегчить их жизнь, а не изолировать.

С медленным развалом Римской империи и последующим расцветом Византии пришло христианство, а с ним и два нюанса. Во-первых, христианство исповедовало милосердие и воскресило еврейские традиции заботы о больных. Разница была в том, что милосердие Рима было общественным, а теперь оно стало личным. Одно дело — стать меценатом и пожертвовать бабки городу, чтобы он нанял смотрителя в дурдом, хоспис или тюрьму. Другое дело — лично снять свою тогу от Долче Габаниуса и идти заботиться о больных проказой, а полвиллы с паркингом на три колесницы отдать под общежитие для бедных. Римское язычество было про первое, христианство было про второе. Так, к 250 году н.э. христианская церковь в Риме уже вовсю строила хосписы для бедных и больных любого вероисповедания, где верующие добровольцы могли в меру своего религиозного рвения и отсутствия мед. образования оказать им помощь.

Между 344 и 358 годами н.э. епископ Антиохии санкционировал строительство общежитий для бездомных и больных, а в 372 году епископ Кесарийский построил гигантский госпиталь Basileias, описываемый современниками как город для больных. В-основном там, конечно, тусовались больные проказой, но психбольных никто не выгонял в отдельные учреждения, и они скрашивали будни остальных пациентов своими собственными симптомами, патиями и фобиями. Вторым нюансом христианства стали попытки рассматривать безумие с религиозной точки зрения, и в этом случае лучшее, на что могли надеяться пациенты, это на закрытую форму содержания при монастыре. Ну а в худшем… инквизиция тоже боролась с сумасшедшими, но по-своему. В 4-ом веке эстафету смертельных приговоров начали с казни Манихейских жрецов (секта в государстве Сасанидов), а с 11-го века разожгли костры для Патаренов и Катаров. Ну а создав претендент смертной казни за нарушение религиозных догм, оставалось только правильно выбрать догму для несчастных, которые из-за Паркинсона или шизофрении не могли, например, повторить крестное знамение.

Некоторые вспышки «озарения» произошли в период расцвета арабской медицины в самый разгар Средневековья, в начале 9-го века. Тогда в Багдаде существовали Бимаристаны — специализированные госпитали общего назначения, и в них наконец-то стали делать палаты, где не тяжёлые психически больные люди могли меланхолично коротать время без особо вредного вмешательства со стороны врачей или пациентов с инфекционными болезнями. Психические заболевания и психически больных людей к этому времени начали изучать, симптомы документировать и описывать. Если вы фанат темы и хотите удивить психиатра, то назовите ему имена, например, Мухаммед ибн Закария аль-Рази, Наджаб уд-дин Мухаммад, Абу Али аль-Хусейн ибн Абдалла ибн Сина, и многие другие.

Ахмад ибн Тулун в 872 году, например, в Каире построил больницу, где безумцам успокаивающе бренчали на удах (древняя арабская балалайка) и поддерживали на здоровой диете — финики, лепешки, булгур, все дела. Прямо 4-ый стол по Певзнеру. В общем, прогресс шёл своим чередом. Календарики в первых дурдомах обновляли, а методы нет.

Первые замысловатые попытки нормализовать поведение, выбивающееся из общественной нормы, берут начало в 1247 году. Нет, я не про ледовое побоище. Оно в 1242 году было. В 47-ом Александр Ярославович Невский уже вовсю сидел на Киевском престоле, а в Лондоне в это же самое время закладывали фундамент здания, которое станет первым в мире домом сумасшедших. Причем, ни много ни мало, самым легендарным из всех. Это тот самый будущий Бедлам, тот самый нарицательный Бедлам, синоним кавардака и чистого сумасшествия. Его история великолепна во всём. Одно, это здание за 600 лет истории прошло научный путь прогресса и познания от господа до ворот в ад. И это не просто путь — это целое, мать его, шоссе, выложенное деньгами от первого до последнего километра.

Судите сами. На момент постройки здание было общежитием религиозного ордена Вифлеемской Богоматери, затем его перестроили в госпиталь Марии Вифлеемской, а затем переименовали в Вифлеемскую королевскую больницу. Bethlehem — Вифлеем постепенно сократилось в Bethlem — Вифлем, а читается это как «Бетлем», ну или Бедлам. До 17 века Бедлам, как именно дурка, — больше легенда, чем реальная история. Именно больницей для психических больных она стала в 1377 году. И то, к началу 15 века в ней содержалось целых 9 больных, а до 16-го века эта информация подтверждается только косвенно, путем наличия в инвентаризационной ведомости 11 цепей, 6 замков и 2х пар наручников. А кого там и куда пристегивали, а главное — зачем, и что это было — ролевые игры, заключение в подвале неугодных, или первые попытки исправить биполярное расстройство — чёрт его знает.

Основной функцией сумасшедшего дома в Лондоне на первых порах, судя из описания, был сбор пожертвований, а больных демонстрировали как образцы. Бабки утекали в Орден, потом больницу обложили налогом и сказали — ваш орден и Вифлеем далеко, а мы тут, поэтому платите налоги нам «ибо нефиг». Потом больницу отжало государство под предлогом «чтобы бабки не утекали вражинам во время Столетней войны». Потом отжал город, под предлогом «у короля итак денег дохрена, а больные все наши, городские, именно нам заботиться о них — нам и бабки пилить».

Всё изменилось в начале 17 го века. Меняется эпоха. Расцветает театральное искусство, поэзия, и вернулся интерес к медицине. Начавшиеся поборы Чарльза Первого, гражданская война, противостояние парламента и короны выбили собственность из городских рук, превратив её в бизнес. А народная реклама эффективно поставила этот бизнес на ноги. Единственный дом сумасшедших становится знаменитым как место заключения тех, кого ментально уже не вернуть в наш мир. Британские блокбастеры срывают кассу: «Ярмарка Варфоломея», «Безмолвная женщина», «Новый способ выплатить старые долги» вводят образ сумасшедшего в оборот, как символ простого бедного человека, не способного вынести давление ноги современного времени. А попасть в больницу на лечение можно заплатив нужную сумму на входе. За себя, за друга или за тёщу… или за всех сразу.

И вот в 1675 году здание — потрёпанное, переполненное больными и отчаянно нуждающееся в дополнительном пространстве — переместилось к северу от Лондона в Мурфилдс. Перед его входом установили две зловещие статуи: «Меланхолия», которая выглядела спокойной, и «Безумное безумие», которая была прикована цепью и зло косилась на всех входящих. Началась новая эпоха психиатрии — эпоха торговли сумасшествием. В 1713 году открывается частная клиника Вефиль в Норвиче. В 1728 году в больнице Гая строят дополнительное психиатрическое отделение. Всего за пятьдесят лет в одном Лондоне количество психиатрических клиник, остававшееся неизменным 300 лет, увеличивается в 20 раз. И так вплоть до средины 19 века, и до не менее знаменитого учреждения Бродмурской психиатрической больницы, закрывшей в своих стенах с десяток серийных убийц, и больницы Эшворт, про которую вы могли услышать в контексте Чарльза Бронсона. Эти две жемчужины здравоохранения — больницы строго режима — вещь во многом уникальная, а известны они благодаря фильмам о маньяках, убийцах и шизофрениках, которых там держали.

Не то чтобы психиатрия вообще никого не интересовало за пределами Англии до 19 века, но почти что да. Мы можем найти только единичные упоминания вроде дополнительного психиатрического отделения в Отель-Дьё в Париже, да например Башни дураков — Narrenturm в кампусе Венского университета, в прошлом бывшем центральной больнице Вены. Нет денег — нет веселья. Из Англии мода на новый вид прибыльных учреждений расходится по колониям. А в самой крупной из них, колыбели демократии и капитализма, она вообще выходит на новый уровень.

Обратите внимание на название Lester Lunatic Asylum, г.Лестер, графство Лестершилд, Англия, основана в 1794 году. «Asylum» происходит от греческого «безопасный», и до момента популяризации сумасшедших домов означало просто — «приют», «убежище». Лестер, ёжечку понятно, «город». А вот Lunatic? Лунатик это от «lunaticus», и это — второй по популярности миф средневековой и античной психиатрии после 4х темпераментов весельчака Гиппо. Собственно, вы наверняка догадались, с чем он связан. С красавицей луной: идея о том, что эта оладья на чёрном небе как-то на нас влияет, не давала покоя многим. Но что именно она ответственна за нарушения сна, которые косвенно вызывают приступы эпилепсии, некоторые виды ночных лихорадок и ревматизм — это была системная мысль. Эта идея, которую выдвинули Аристотель и Плиний Старший, а остальные ученые с умным видом подхватили и одобрительно кивали аж с 4 века до нашей эры до 18 века нашей, как минимум. Казалось бы, ну бред полной воды. Но в этом-то и дело — полная вода, приливы и отливы, луна влияет на воду — может и с башкой работает? Чтобы отвергнуть эту идею, нужно было осмыслить законы и механизм воздействия гравитации. Хотя о чем я вообще говорю… астрология же до сих пор жива. В общем, так или иначе, где-то до начала Второй Мировой Войны использовался термин «Лунатик» для определения людей с психическими заболеваниями. И лишь с начала 20 го века вводится в оборот термин «non compos mentis» — вне ясного ума, или невменяемый.

Подобные мифы вызывали новые идеи о лечении. Одно из многих новшеств, подаренное миром Бедламом — ротационная терапия. Эта терапия, изобретенная Эразмом Дарвином (дедулей Чарльза Дарвина), предполагает сидение пациента на стуле или привязывание к кровати. Стул или кровать прифигачивают к оси, или используют веревку. Затем стул вращается в соответствии с предписанием доктора. Недорогой, простой в организации аттракцион позволял достичь больным 100 оборотов в минуту. И если вам эта идея кажется веселой и вы представляете какие-нибудь карусельки, то представьте себя подавленным, голодным, напуганным и привязанным к этому аттракциону не на 5 минут, не на 10 или 15, а на пару часов. Как думаете, что с вами будет?

Бесчисленные пациенты были подвергнуты данному типу лечения в Бедламе, а затем и в других больницах. Индуцирующие сильнейшие головокружения мероприятия никак не влияют на тяжесть психических заболеваний. Результаты ротационной терапии включали рвоту, бледность и недержание мочи. В то время они считались полезными, особенно рвота, которая считалась терапевтической. Почему? Если когда-нибудь у вас было инфекционное отравление и вас рвало несколько дней подряд, вы быстро ответите — желчь. Если выходить уже нечему, вас настигают судороги и горький вкус во рту, вкус психиатрической терапии, вкус самой истории и отсылка к Гиппократу.

Следом, с теми же мыслями о желчи, изобрели гидротерапию. Взяли идею о том, что здоровый организм не должен плохо пахнуть, оно и логично (привет гнойной хирургии!). И развили ароматические ванны древнего Египта, рекомендации Гиппократа по долгим купаниям, опыт римских бань, и решили, что вода может помогать при самых разных кризисных состояниях. Ведь она приникает во все трещины, раны, складки кожи, отверстия и сфинктеры, смешивается с нечистыми жидкостями и помогает их вымывать, будь то избытки желчи или гноя. К 18-му веку стали всплывать первые научные труды, систематизирующие мысли о целебных купаниях. Джон Флойер опубликовал в 1702 году книгу об истории холодных купаний. В 1738 идею подхватил Дж.С.Хан из Силезии, и издал пособие для чайников «О целительных достоинствах холодной воды, применяемой внутренне и внешне, на основе опытов».

Вообще, врачебные истории начала 19 века это сплошной огонь. Взять, например, Винсента Прейссница (1799-1851 гг). Сын фермера, в детстве он увидел оленя с раной в груди, омывающего её в пруду. Природное любопытство заставило Винсента приходить к пруду в течение следующего месяца, чтобы пронаблюдать за судьбой рогатого. Через неделю он снова увидел оленя. Рана уже зажила. Затем, будучи подростком, он попал в дтп и, то ли его переехала повозка, то ли сбросила лошадь, то ли сначала одно, а потом второе, в общем: он обзавелся переломом минимум трёх рёбер. Местный доктор сказал ему, что выздороветь до конца он никогда не сможет. Прейсниц вспомнил пример из детства и стал обматываться мокрыми повязками и усиленно пил воду, подражая благородному животному, а попутно он делал дыхательную гимнастику для того, чтобы ребра приняли правильную форму. Через год его рёбра-таки срослись, как он сказал, и он стал известен как доктор. Через несколько лет практики, не имея медицинского образования, в свои 19 лет он становится врачом общей специализации, путешествует по Моравии и Богемии, налево и направо выдавая советы по гидротерапии. А в 1826 году он становится главой гидропатической клиники в Графенберге, обретает бешеный успех, тысячи пациентов и бабки. Здорово, да? От оленя до начальника курорта, известного медика с патентованной системой лечения и олигархического состояния.

В общем, к концу 19-го века таких энтузиастов купальных терапий стало пруд пруди. Не самый мой удачный каламбур, ну да ладно… Процедуры логично разделили на две части: горячие ванны и холодные. Горячие помогали потеть и, соответственно, обосновывались выводом плохих жижей из организма. Холодные тормозили жизнедеятельность тела и предотвращали приток вредоносных «жиж» в голову. Применительно к психиатрии это означало принудительное помещение пациентов в паровые шкафы, приём длительных многочасовых горячих ванн, когда близко к поверхности натягивали простынь, предотвращая всплытие, а самих пациентов связывали, помогая наладить перемещение жидкостей в теле, а с ними — баланс активности и буйства. Приём холодных ванн, ванн со льдом прописывали для лечения маниакально депрессивных психозов. Под холодной имеется ввиду температура в 15 градусов цельсия. Всё-таки это не моржевание, хотя бубенцы, как говориться в одной сказке, звенят.

В 1843 году бывшая Британская колония отличилась открытием Центра Психиатрии им. Ютика. Шикарное здание в Нью-Йорке в стиле древнегреческой античности. Первым директором клиники стал Амарий Бригхам. У директора были как светлые идеи, так и не очень. Вот, например, его «труд — самое важное из лечебных средств» отчасти весьма продуктивное утверждение. А с другой стороны, мистер Амария в попытках избавить пациентов от оков и цепей придумал «Люльку Юпика» — так её потом назовут. Это кровать с высокими бортами со всех четырех сторон, как натуральная люлька для взрослых, с одним нюансом. У неё была крышка, запиравшая пациента на замок, на манер гроба, только вживую… в больнице, в исполнении людей, которые говорят, что хотят помочь вам избавиться от депрессии. Забавно, но рассказ Алана По — преждевременное погребение — вышел всего год спустя открытия клиники. Даже если они не связаны, что, скорее всего, так и есть, какого чёрта, Бригхам вводит способ лечения, описанный в рассказе ужасов?

Кроваток/Люлек Ютика было впоследствии разработано множество видов. От относительно гуманных с широкими решетками и пышным матрасом, до жёстких, на манер железной девы и клетей раннего средневековья.

Надо ли говорить, что эта люлька стала последней кроватью огромного множества людей. Их приступы или инсульты трактовали как психические припадки, и помещали таких людей туда. Или же сначала помещали их в люльку, а затем у них происходил сердечный приступ или инсульт на фоне паники или клаустрофобии. Идея обездвижить пациента не была в Штатах чем-то прямо сверхновым, а логично проистекала из предыдущих открытий. Например, признанный отец американской психиатрии — Бенджамен Раш — задолго до появления люлек Ютика выдвинул теорию о том, что безумие это не желчное заболевание, а артериальное. Буйные пациенты много двигаются, у них растет частота сердечных сокращений, кровь лупит в голову, и они испытывают помешательство. Значит, чтобы вылечить помешательство, нужно идти в обратном порядке и перво-наперво обездвижить пациента. Для чего он и изобрел транквилизирующее кресло где-то в начале 1790-х. Штука интересная, но побочные эффекты у неё точно такие же. Ещё, кстати, пеленание применяли в весьма интересной форме…

С электротерапией отдельная история и достаточно длинная. Прежде, чем придумали бить током приложив контакты к вискам, наука прошла длинный и не самый приятный путь. Что может быть неприятнее, чем удар током в голову? Ну, например, постоянный ток вместо переменного. Первые попытки что-то вылечить ударами тока относят к человеку с говорящей фамилией Крюгер — Иоганну Готтлобу в 1743 году. Бедлам закупил целебные машины аж в 1777 году. И это при том, что на переменный ток перешли только после наблюдений Гийома Дюшена в 1856 году, который подметил, что «согревающий эффект» постоянного тока приводит к появлению волдырей на аноде и ямок на катоде. Кроме того, целебное напряжение мышц происходит только при включении, и оно явно слабее, чем при переменном токе. Для понимания ужаса происходящего придется вникнуть в основы школьной физики ещё раз и вспомнить, как можно оксидировать кусок железа за пару минут в ржавый прах, если в воду поместить железный анод и катод и подать постоянный ток. Агонии больного это не передаст, но сомнения насчет терапевтической пользы в вас заложит. Только не смешивайте банальное подключение к электроприборам с электрофорезом и ионофорезом.

Как ни странно, большинство картинок в простецких блогах, где вроде как пациентов лупят током в терапевтических целях, это не электротерапия, а диатермия. Это условно лечебная процедура, связанная с побочным эффектом воздействия электромагнитных токов. Придумал её чуть позже, где-то в 1890-1891 годах, французский врач и биофизик Жак Арсен д’Арсонвал. И это, по сути, тепло, индуцированное слабыми токами, проходящими через организм. Но точность и безопасность оборудования, вкупе с тем, что использовали такое прогревание в височной области, было жутко нестабильным — люди впадали в кому и умирали направо и налево, и в 1926 году Крис М. Сэмпсон в своей книге «Практика физиотерапии» призвал от процедуры отказаться.

Уровень осведомленности о функциях мозга и связи этих функций с психическими отклонениями рос. Первым, кстати, кто отделил религиозную бесноватость от проблем мозга, как органа, был тот самый изобретатель транквилизаторного стула — Бенджамин Раш. Приблизительное понимание, что разные отделы и части мозга отвечают за разные функции поведения и личности, привели к изобретению такой процедуры, как лоботомия. В 1935 году португалец Эгаш Мониш выдвинул теорию о том, что разрезание соединительных волокон между разными отделами мозга может быть полезным в лечении психических болезней. Первую операцию провели в 1936 году. Мониш в-основном занялся активной рекламой и, проведя больше ста операций, весь остаток жизни рекламировал эффект, при этом даже не наблюдая пациентов после проведения экзекуции. За что, кстати, безбожно критиковался коллегами.

В 1949 году ему дали Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за открытие терапевтического воздействия лейкотомии при некоторых психических заболеваниях». И это спустя 4 года после успеха Манхэтаннского проекта. Казалось бы, мощь атома покорили, а лоботомия ещё в моде. В 1950-х занялись более научными исследованиями последствий лоботомии и выяснили, что, оказывается, существует множество побочных эффектов. От недержания мочи и потери личности, до снижения интеллекта, потери моторной координации, паралича и смерти вплоть до 6% пациентов. Нобелевскую премию, кстати, не отозвали.

На смену отрезанию некоторых частей мозга от организма пришли психотропные препараты, подавляющие весь мозг целиком и влияющие на весь организм вплоть до каждой клетки. Это был по своему длинный и интересный путь. Начался он с инсулиновой комы, предложенной Манфредом Сакелем в психиатрической клинике в Берлине в 1933 году. Суть которой была во введении бешеных доз инсулина и отключении мозга из-за резкого падения сахара — до 10% пациентов могли после этого больше не выйти из неё. В это же время Ладислав фон Медуна из центра психиатрических исследований в Будапеште предположил, что если нарушения здоровья у эпилептиков приводят к судорогам, то если искусственно вызвать судороги медицинскими препаратами, можно будет вылечить и шизофрению, и эпилепсию, и вообще что угодно. С 1934 года он испытал на людях огромное количество препаратов и их вариаций, от камфоры до стрихнина. Остановился Медуна на пентилентетразоле, более известном как метразол — введение вещества вызывало судорожное напряжение мышц, а в зависимости от дозы и состояния больного, судороги достигали такой силы, что пациенты ломали себе кости… Только к 1982 году от неё отказались, окончательно заменив электросудорожной терапией. Но настоящее веселье началось, когда в 1957 году бельгийская компания Janssen Pharmaceutica запатентовала галоперидол…