120 км по каналам Голландии: редактор Men’s Health у руля баржи | Отдых | Men’s Health Россия

Зeлeнaя тинa oблизывaeт кaмeнныe стeны кaнaлa. Пo тeмнoй вoдe плывут два лебедя. Девушка неспешно катит на велосипеде по берегу. Мы нарушим эту провинциальную идиллию. Баржу сейчас несет прямиком в   уютную стеклянную террасу, ее хрупкие стены нависают над водой. Я обреченно кручу штурвал и уже вижу недалекое будущее: битое стекло брызжет в реку, слышится треск и   крепкие голландские ругательства. Ох уж эта мужская беспомощность перед новым транспортным средством. В   первый раз садишься на мопед, а через минуту уже вынимаешь себя из соседского забора. Берешь, не спросив, ключи от машины отца и позорно глохнешь, перегородив   половину   улицы.

Все началось неделю назад на причале маленькой лодочной базы в тихом голландском поселке Лосдрехт. Новое механическое создание, с которым мне нужно было найти общий язык, невинно качается на волнах озера. Приятно познакомиться — судно Classic 1106FB, длина одиннадцать метров, высота два с половиной. Эта баржа оборудована для туристических целей: внутри есть кухня с холодильником, две маленькие спальни, гостиная. На палубе — стол и скамейка. Электрические приборы питаются от аккумуляторов, которые можно подзаряжать на оборудованных стоянках. Внутри баржи установлен дизельный двигатель в 37 лошадиных сил, он позволяет разгонять судно до 30 километров в час. На каналах это внушительная скорость, учитывая, что сами каналы очень узкие, в некоторых местах не больше десяти метров шириной. Жать тут на газ — все равно что пытаться разогнаться на мотоцикле в коридоре московской квартиры.

– Имей в виду, скоростной лимит   — не больше девяти километров в час! Зато никаких прав на такого рода суда у нас не требуется. Ну ладно, если что, звони, — напутствует меня смотритель лодочной станции Ник.

Маршрут МН: Озеро Лосдрехт — Амстелвен   — Эйтхорн — Вурден — Утрехт — озеро Лосдрехт. 120 километров пути за шесть дней

Стою на палубе, завожу ключом мотор, точно как в автомобиле. С   управлением вроде все просто: есть   штурвал, как руль машины. И   еще   рычаг скорости — газ: давишь вверх   — плывешь вперед, тянешь назад — задний ход.

Когда внушительное (так мне кажется) судно медленно начинает отходить от берега, меня переполняет гордость за мужской род: умеем же мы укротить любую технику. Впрочем, триумф я чувствую, только когда плыву по прямой: стоит начать выполнять маневр, баржу сразу разворачивает в   сторону и несет в   какие-то совершенно ненужные места   — в   заросли, в   чужие роскошные катера, в   насупленных рыбаков на потертых   лодках…

В путешествие мы отправились с супругой Юлией, которая специально прилетела в Голландию со своей рабочей конференции в Берлине. Это был принципиальный момент! Когда-то я   завистливо читал биографию Жоржа Сименона: вдвоем с женой он жил на такой же вот барже, плавал по каналам Голландии и   Бельгии и писал книгу. Теперь я, наконец, узнал, каково приходилось Жоржу! Он, как и я, прошел через одно из самых сложных испытаний в семейной жизни. Швартовка. Все выглядит так. Мужчине нужно подвести баржу к пристани, манипулируя рулем и газом, вписаться в   проем между другими лодками. В этот момент спутница жизни обязана спрыгнуть на берег, быстро и правильно завязать на швартовочных столбах-кнехтах канаты. Если у нее не получается, ты тоже выскакиваешь   на   берег и пытаешься справиться с узлами. У нас все происходило примерно так:

– Я же говорила, что нужно правильно завязывать канат на кнехте. Зачем ты просто накрутил его? Теперь мы разобьем все лодки на пристани. Уничтожим эти хрупкие дома у   воды.   Сами утонем. А   в   Москве   — кот!

– А-а-а. Сама завязывай! Я могу вообще ничего не делать, пусть баржу несет куда угодно, пусть нас посадят в   тюрьму.

Пенишет во время семейного диалога, конечно, втихую разворачивается поперек канала и перегораживает дорогу всем проходящим судам. Чуть позже мне все же удается выправить баржу и кое-как впихнуть ее в узкий промежуток между двумя лодками. Вдвоем с Юлей мы снова старательно завязываем канаты на швартовочных столбах. Семейная жизнь временно   спасена!

А вот еще один тревожный для отношений момент — его Жорж Сименон никак не мог испытать в те далекие годы: прохождение автоматических разводных мостов. Здесь нужно проявить настоящий командный дух, быть своему партнеру опорой и поддержкой, не нервировать.

– Правее! Нет, тормози… Ой, палка сейчас выпадет!

Юля стоит на носу судна и, как средневековый пехотинец, пытается поразить цель: попасть узким концом швабры в кнопку, которая прикреплена к   стоящему в воде столбу. Ну да, мы видели, что у других это получалось играючи. Некоторые как-то обходились без швабры — они просто подплывали и   нажимали кнопку рукой. У   нас иначе: баржа то слишком далеко от столба, то, черт, быстро проносится мимо. Цель оказывается поражена только спустя минут двадцать. Когда мост медленно разъезжается, мы радуемся так, словно разобрались с механизмами на Международной космической станции.

Здесь стоит рассказать, что наша баржа — потомок старинного европейского транспортного средства, которое тоже называется «пенишет». Такие суда уже несколько сотен лет используют на каналах в Нидерландах, Франции и Бельгии. На пенишетах грузы перевозили по каналам вглубь материка. Такие суда специально делали в форме параллелепипеда, чтобы на баржу можно было сложить больше груза, а не развить большую скорость. В старые времена, когда у подобных барж не было двигателя, их тянули по каналам бурлаки или тяговые лошади. Сейчас по каналам, где плыву я, по-прежнему возят грузы. На пути встречаются баржи, заваленные какой-то старой мебелью, досками   или бытовой техникой. Туристов вроде нас тоже попадается достаточно.