Здоровье приложится: как онлайн-сервисы изменят медицину

В прoшлoм гoду «Яндeкс» в тeстoвoм рeжимe зaпустил в Мoсквe прилoжeниe «Здоровье», позволяющее находить клиники и записываться на прием к   врачу онлайн, без звонка. МН встретился с Григорием Бакуновым, директором по распространению технологий «Яндекса» и руководителем сервиса «Яндекс.Здоровье», и поговорил о том, как эти самые технологии меняют медицину и   почему в каждом новом медучреждении нужно заново сообщать все данные о себе, хотя казалось бы — в XXI веке живем.

Возможность быстро найти нужного врача поближе к дому и записаться на прием без лишних разговоров — большое подспорье в большом городе. Но «Яндекс.Здоровье» наверняка не ограничится только этим?


Есть там еще одна кнопочка, возможно, не сразу заметная. Она на тот случай, если ты не знаешь, к какому именно специалисту обратиться. Приложение спрашивает, что у тебя болит, как у тебя болит, а ты говоришь, что у тебя болит нога, когда ты двигаешь ее вперед, а   когда двигаешь назад   — не болит, и приложение по набору симптомов пытается подсказать, к какому врачу пойти. Это позволяет миновать гейтвей в виде терапевта, который у нас в стране, как правило, выполняет роль врача-маршрутизатора. Понятно, что эта функция очень несовершенная, мы ее по-быстрому сделали. Но она уже позволяет сэкономить один визит к врачу.

Во что эта функция превратится   в   будущем?


Мы очень много занимаемся вопросом телемедицины (прием у врача, условно говоря, по скайпу). Сейчас телемедицина у нас в стране практически запрещена, потому что в законодательстве прописаны два условия оказания медицинских услуг: первое — врач должен находиться на территории лечебного учреждения, второе   — врач должен лично обследовать пациента. Мы попробуем, оставаясь в рамках законодательства, запустить какие-то телеконсультационные услуги и будем делать их все более медицинскими — по ходу изменений в законодательстве.

Это интересно
20 новых научных фактов о мужчинах: здоровье, секс и покемоны

А эти изменения будут   происходить?


Они должны происходить. Если представить виртуальный график интереса к телемедицине, то сейчас он ушел прямо по гиперболе вверх. Ведь это возможность оперативного решения проблем. То есть ты споткнулся, ударился ногой, знаешь, что глобально ничего не повреждено, но тебе бы проконсультироваться. И ты делаешь это быстро и удаленно: показываешь, как выглядит место ушиба, под руководством врача нажимаешь на нужные места, врач смотрит на реакцию, говорит, что ничего страшного, но давай лучше, когда будет удобно, ты сходишь на рентген. Или наоборот: судя по тому, как ты реагируешь, у тебя серьезная травма и срочно нужно в   травмпункт. Есть по-настоящему крутые специалисты, которые смотрят не только на то, что ты говоришь, и не только на то, как ты реагируешь, но еще и на огромное количество факторов, таких как ширина зрачков, цвет кожи, — и делают соответствующие выводы.

Главное, чтобы цветопередача у веб-камеры была верная.


Уверен, что большинство простых медицинских случаев таким образом решаемы. Нужно же понимать, что более 60% визитов к терапевту заканчиваются диагнозом ОРВИ. Такого рода консультации, конечно же, можно проводить дистанционно.

Не отобьет ли появление подобных сервисов охоту посещать врачей?


Я уверен, что мы строим систему, которая увеличит использование медицины. Отмена звонка в регистратуру уже сама по себе снижает барьер между пациентом и врачом. Я могу забронировать визит к врачу, даже находясь на какой-нибудь встрече: выпал момент, и я раз — записался. При этом я   надеюсь, что появление дистанционных консультаций снизит поток пациентов с пустяковыми случаями. И   ипохондриков.

Это интересно
6 новых показателей здоровья, о которых ты должен знать

База симптомов в вашем приложении постоянно пополняется?


Это не просто база, это система, которая влияет на принятие решений. Она пополняется, верифицируется врачами. В относительно ближайшем будущем мы планируем те данные, которые собираем, сделать доступными и для других игроков медицинского рынка. Потому что самое важное — не сами данные, а алгоритмы, которые позволят сообщать грамотные диагнозы. Сейчас почти все такие алгоритмические системы работают на уровне среднего выпускника медвуза. То есть довольно плохо.

Сколько времени пройдет, прежде чем сервисы будут ставить верный диагноз?


Диагностические машины учатся так же, как люди, им нужно очень много готовых кейсов. У большинства хороших врачей, которые занимаются диагностикой, есть опыт предыдущих 20–30 лет. Но данные за эти 20–30 лет не оцифрованы, поэтому человечество должно хотя бы десять лет собирать информацию о симптомах, чтобы построить систему, которая будет работать хотя бы на уровне нынешних врачей. Но нужно помнить: диагностика — итеративный процесс. Это значит, что врач предполагает диагноз, выписывает препарат, препарат не действует, после этого врач меняет диагноз, попробует другой препарат, и так до тех пор, пока случай не прояснится. По этой причине довольно сложно построить систему, которая бы гарантированно, с очень большой вероятностью с   ходу сообщала верный диагноз. А еще нужно учитывать, что человек   — существо странное, оно иногда обманывает, недоговаривает, вместо того, чтобы сказать «боль острая», говорит «боль тупая». Таких нюансов много, и профессиональные диагносты — они еще и очень неплохие психологи. А психология работает с головой, голова — предмет темный, и это все лишь усложняет нашу задачу по созданию диагностической машины.