Зависли в прошлом. 3 неконтактных народа, которые в XXI веке живут в изоляции

Прoсмoтрoв:
113
Кoммeнтaриeв:

В 2022 гoду у нaс с вaми eсть интeрнeт, смaртфoны и oгрoмный выбoр кoфeйныx напитков с кусающимися ценниками . Несмотря на эти блага цивилизации, в мире остаются общины людей, которые живут в полной изоляции. Это значит, что они не только не выходят к другим народам, но и не пускают чужаков на свою территорию.

В этом материале мы расскажем вам про три неконтактных народа: кто они, как устроена их жизнь и за счет чего выживают.

Сентинельцы

Это самый известный неконтактный народ в мире. Они живут на собственном маленьком лесистом острове под названием Северный Сентинел, размером примерно 60 кв км. Они продолжают сопротивляться любым контактам с чужаками, нападая на любого, кто приближается.

Одна из причин состоит в том, что соседние племена были уничтожены колонизаторами. И эта история у них вошла в легенды.

Более того, люди на этом острове из-за изоляции не обладают иммунитетом к болезням как у обычного человека.

В 1800 году был случай, когда четверых сентинельцев вывезли с острова (два пожилых человека и два ребенка). Вскоре они заболели, а взрослые умерли. Детей было решено вернуть на остров, сопроводив подарками.

Сентинельцы невысокие — самые крупные мужчины едва дорастают до 165 см. Это связано с так называемой островной карликовостью. Особи в популяциях, которые находятся на изоляции на островах, из-за ограниченных ресурсов уступают в габаритах своим материковым сородичам.

Большая часть того, что известно о сентинельцах, была получена в результате наблюдения за ними с лодок, пришвартованных на расстоянии дальше выстрела стрелы. Так как если подплыть ближе, сентинельцы встречают шквальным огнем из луков.

Также было нескольких случаев, когда сентинельцы позволяли властям подойти достаточно близко, чтобы передать несколько кокосов. Неизвестно даже, как они себя называют.


Одна из последних удачных попыток контакта с племенем, когда им привезли подарки

Сентинельцы охотятся и собирают плоды в лесу, а ловят рыбу в прибрежных водах. В отличие от соседнего племени джарава, они делают лодки — это очень узкие каноэ с аутригерами, описанные как «слишком узкие, чтобы в них поместились две ноги». Их можно использовать только на мелководье, поскольку они управляются и приводятся в движение шестом.

Один из самых ярких случаев контактов с сентинельцами произошел в 2018 году, когда американский миссионер-евангелист Джон Аллен Чао посетил остров в попытке обратить племя в христианство. Они убили его.

Сельского хозяйства у них нет. Любимое блюдо — жареные моллюски.

На острове проживает до 400 человек.

Племя Машко-пиро

Племя кочевых охотников-собирателей Машко-пиро находится в отдаленных районах тропических лесов Амазонки. Долгое время они избегали прямых контактов с другими людьми.

И у них был веский повод уйти в изоляцию. В конце XIX века местный каучуковый барон направил сюда войско, которое уничтожило больше половины племени. И машко-пиро перестало доверять «цивилизованным» людям, спрятавшись в глубине джунглей.

В какой то момент они решили выйти на контакт, но отнюдь не самым дружелюбным способом.

Они стали наведываться в соседние поселения и воровать посуду и мачете. Более того, они осуществляли нападения на соседние поселения.

Причем это не всегда был грабеж. Были и просто непонятные нападения, с целью порушить дома и покрошить местное население.

Одно время Машко подплывали к лодкам и просили еду, одежду и инструменты, такие как мачете. Люди из этого региона говорят, что им предлагали женщин и младенцев машко. Некоторые охотники и рыбаки натыкались на лагеря в джунглях и спасались от стрел во время рыбалки.

Несколько лет назад двум бедолагам не удалось спастись — они погибли от стрел.

Министерство культуры Перу теперь держит постоянный форпост на реке Альто Мадре де Диос, недалеко от Шипетьяри. Каждый день группы правительственных агентов патрулируют реку, встречаясь с машко, когда те появляются на ее скалистых берегах.

«Это потребует терпения, смирения и готовности прождать годы, чтобы завоевать их доверие», — говорит Жозе Карлос Мейреллес, имеющий более чем 40-летний опыт процедуры первого контакта с племенами в Бразилии. «Многократное привлечение новых команд не сработает. Отношения с коренным населением носят личный, а не институциональный характер».

Возможно, в какой-то момент мы узнаем, почему машко начали выходить из своей лесной изоляции — будь то давление со стороны лесорубов или наркоторговцев, посягающих на их территорию, нехватка продовольствия, болезни, конфликты внутри племени или просто — решили поддаться соблазнам, которые предлагают чужаки.

Лакандон в Мексике

Это один из народ майя. Народ образовался из нескольких групп беженцев племени майя, которые прятались в лесах, сопротивляясь испанскому господству. По сравнению с предыдущими племенами из нашей статьи — это гораздо более дружелюбное и контактное племя.

Лакандон — один из самых изолированных и культурно консервативных коренных народов Мексики. Почти исчезнувший в 1943 году. Сегодня его население значительно выросло, но остается небольшим — около 650 носителей языка лакандон.

Название Лакандон было дано двум группам народов, которые бежали глубоко в джунгли, спасаясь от угнетения со стороны испанцев. Они прожили в джунглях следующие 500 лет с ограниченными контактами с внешним миром, называя себя Хак Виник, или Истинный народ, до начала 20-го века, когда начали прибывать лесорубы, археологи и миссионеры.

Они населяют богатый тропический дождевой лес,. Здесь нет проблем с водой, много рыбы, дичи и плодородная почва. Лакандонцы до недавнего времени сохраняли довольно изолированный образ жизни.

Долгое время они не пускали других людей на свою территорию. Единственными контактами была торговля. Лакандонцам нужны были инструменты и оружие из металла. Взамен они продавали древесину, шкуры животных и фрукты.

К концу XX века лакандонцы стали часто контактировать с чужаками на своей территории. Это привело к территориальным сдвигам, болезням и новым мощным культурным влияниям. С началом массовых лесозаготовок лакандон часто вступали в контакт с лесными рабочими. Некоторые из них стали работать по найму, и привносить блага цивилизации в свою культуру.

Лакандон ​​успешно сопротивлялись распространению католицизма и сохранили свои традиционные верования. Сейчас они постепенно переходят в христианство. Свои традиционные верования они практически утратили.

В интервью BBC представитель лакодонцев Даниэль Чанкин сказал: Я постоянно прошу свою бабушку рассказать мне об этом, — сказал он извиняющимся тоном, — но она говорит, что это грешно, и не хочет об этом говорить».