Вместо поисковика: справочная и справочники до проникновения интернета

Прoсмoтрoв:
395
Кoммeнтaриeв:

Интeрнeт вoшёл в нашу жизнь относительно недавно. Ответы на многие вопросы мы ищем и находим в сети, однако было время, когда за информацией мы обращались к «аналоговым» справочникам и справочным. Предлагаем совершит экскурс в прошлое и вспомнить, как многие из нас искали информацию до появления в нашей жизни всемирной паутины.

Современному поколению, пожалуй, трудно понять что когда-то не было компьютеров и мобильных телефонов. Молодёжь может задуматься: «как же тогда жили люди? Как же они работали с информацией? Или у них вообще не возникало никаких вопросов?». Отвечаем на эти вопросы.

Заветные цифры

«09» – сочетание этих цифр запомнилось в памяти, кажется, на всю жизнь. Сейчас, когда интернет есть в каждом современном телефоне, информацию мы ищем через приложения или вводя фразу в поисковик, а до проникновения итернета мы звонили в справочную «09».


Сотрудницы службы «09» за работой.

Справочная служба «09» была частью каждого города. На пультах сотрудниц справочной, (которые отвечали невидимым собеседникам) постоянно загорались огоньки, а руки безостановочно листали картотеку. Сотни абонентов из разных концов города одновременно набирали «09» и практически моментально узнавали нужный номер телефона – предприятия или организации и даже квартирного (если запрашивающий знал полные данные владельца телефона).


Справочная «09» – ранний вариант современных Call-центров .

Несмотря на широкое проникновение интернета (в том числе и мобильного), появление большого количеству справочно-информационных приложений, в некоторых городах служба «09» продолжает существовать по сей день. Так в Москве справочная работала на базе МГСТ. Так, в состав Центра обработки вызовов входили операторы двух справочных служб – бесплатной «09» и платной «009».

Современная справочная «09» – это полноценный Call-центр, в котором помимо операторов работают специалисты по управлению качеством, специалисты-аналитики, работающие с отчетностью Call-центра, и специалисты по развитию операционных технологий. Несколько лет назад в среднем служба «09» отвечала на 20 тысяч обращений в день, а платная – «009», обрабатывала порядка 10 тысяч вызовов в сутки.

Бумажный вариант

Во времена СССР чтобы узнать номер абонента, не обязательно было звонить в справочную, поскольку выпускались телефонные справочники с указанием всех телефонов жителей и организаций города. Справочники были довольно-таки увесистыми. Подобные справочники были просто кладезю редких и смешных фамилий (наверняка они становились жертвами телефонных хулиганов).


Телефонный справочник Москваы 1989 года.

До 80-х справочники с номерами телефонов городских учреждений можно было нередко встретить в телефонной будке. Постепенно сознательность населения снизилась, справочники стали терять страницы, приходить в негодность, а то и вовсе пропадать, и к концу восьмидесятых совсем исчезли. Имена, фамилии адреса были доступны, не было закона «О персональных данных».