Прoсмoтрoв:
433
Кoммeнтaриeв:
2
Вoпрeки тoму, чтo влaсти стрaн Бaлтии в дaнный мoмeнт называют советский период не иначе как «оккупацией», республики, входившие в состав СССР в 1939 году, являлись своеобразной витриной всего Союза и даже эталоном материального благополучия. Нахождение в «советской загранице» было максимально похоже на выезд в буржуазную Европу: нестандартная архитектура, не один раз служившая декорацией для отечественного кинематографа, отсутствие совхозов и снабжение продовольствием на высшем уровне. Помимо этого, силами граждан СССР было построено и восстановлено множество предприятий и фабрик после войны. И именно на них рождались главные марки товаров народного потребления, о которых знали жители со всех уголков огромной страны. И многим казалось, что так будет всегда.
Однако после распада Советского Союза в Латвии, Эстонии и Литве произошла евроинтеграция, которая привела к краху практически всех некогда успешных брендов. Производители лишились привычных рынков сбыта продукции и не выдержали конкуренции. Ниже мы решили составить список из шести самых популярных прибалтийских брендов, которые обожали все. А какие у вас есть воспоминания о товарах из этих, некогда близких русскому человеку, стран?
6. Каунасские телевизоры «Шилялис»
В СССР на Каунасском радиозаводе трудились свыше семи тысяч человек. Все ради переносных мини-телевизоров, которые на предприятии начали собирать с 1972 года. Они были мечтой миллионов, а также поставлялись на экспорт в двадцать стран. В 1978 году в магазины начали завозить первую цветную модель «Шилялис Ц-401» с диагональю 32 см и разноцветным корпусом. Такой телевизор был идеальным решением для небольших кухонь в панельных зданиях. Кроме того, из-за компактного размера и веса его можно было взять с собой на природу или на дачу. К этому располагали встроенные антенны и опции работы от автомобильного аккумулятора. Цена такого прибалтийского агрегата составляла около 500 рублей. В 80-е годы уже появились усовершенствованные прямоугольные модели. Однако, после того, как Литва получила независимость, завод проработал лишь пару лет.
5. Рижские электрички и трамваи «РВЗ»
Рижский вагоностроительный завод был организован в 1895 году. После Великой Отечественной войны на предприятии начали производить пригородные электропоезда и трамваи, а позднее и дизель-поезда, которые использовались по всей стране. Возможно, вы помните, как в детстве катались в столицу на зеленой электричке ЭР-1, ЭР-2 с постоянным током или ЭР-7, ЭР-9 с переменным током. В вагонах еще были установлены деревянные сиденья. Неэлектрифицированные железные дороги обслуживали рижские дизели ДР1А. Если говорить о трамваях, то модели РВЗ-6 с 60-х по 2000-е годы прочно обосновались на рельсах такой большой страны. После развала Союза завод жил за счет обслуживания и ремонта электричек, но после массовых списаний в 2020 году предприятие объявило себя банкротом.
4. Рижские духи «Дзинтарс»
Марка Dzintars по-русски переводится как янтарь. Под таким названием в 1950 годы благодаря национализации и ряду объединений был создан парфюмерно-косметический завод. Он быстро стал одним из главных поставщиков парфюмерии и косметики в СССР. Помните такие вещи, как «Рижская сирень», «Тайны рижанки», «Соло», «Кокетка» и «Виноград»? «Дзинтарс» стойко конкурировал с продукцией Новой зари и пользовался популярностью у советских женщин. Их не смущала даже высокая цена на товар, и флаконы буквально сметали с прилавков магазинов. В 90-е и нулевые годы завод кое-как выживал, но в 2019 году все же был признан банкротом.
3. Таллинские жвачки «Калев»
Ассортимент сладкой продукции кондитерской фабрики Kalev с эмблемой в виде паруса зародился еще в 1806 году. Конфеты, шоколадки, вафли, зефир и мармелад в СССР составлял свыше двухсот наименований. Однако именно первая в Союзе линия по производству дефицитной жвачки, запущенная в 1976-ом из-за давки во ДС «Сокольники» после хоккейного матча, сделала фабрику знаменитой. Некоторое время жвачку упаковывали в толстые прямоугольные брикеты. А перед Олимпиадой было закуплено зарубежное оборудование, что позволило Эстонии завоевать огромную часть советского рынка, оставив московскую, ленинградскую и ереванскую фабрики позади. Вкусы были следующими: апельсин, клубника, мята и кофе. Жвачка продавалась в форме пластинок с надписями на русском и эстонском. Товар по цене 50 копеек за упаковку с 5 пастилками стал хитом 80-х. Теперь это одно из немногих выживших предприятий в Прибалтике. Оно и сейчас выпускают свою продукцию под той же маркой, хотя в 2018 году ее приобрел норвежский концерн Orkla. С другой стороны, той же известности у бренда, конечно же, нет.
2. Рижские радиолы и приемники «ВЭФ»
Рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ» (VEF), был открыт в 1919 году и стал одним из крупнейших предприятий радиоэлектронной промышленности. На нем трудились более 20 тысяч человек, радуя огромную страну качественными телефонами и радиоаппаратурой. Самыми узнаваемыми марками были транзисторные переносные радиоприемники на батарейках «Спидола», возникшие в 60-е годы. Они могли ловить короткие волны, на которых вещали западные радиостанции. Если говорить о стационарных телефонах с дисковым и кнопочным набором, их предпочитали ставить все, у кого была возможность провести линию домой. Известно, что завод производил шпионские микрофотокамеры под маркой Minox. В конце 90-х предприятие приватизировали и поделили на множество мелких фирм, большинство из которых быстро обанкротилось, а на территории бывшего завода сейчас располагается торговый центр.
1. Рижские и елгавские микроавтобусы «РАФ»
Рижский автобусный завод был знаменит своими пассажирскими микроавтобусами, которые в народе любили называть «рафиками». Так, РАФ-677 выпускали с 1959 по 1976 годы, причем грузовой вариант делали в Ереване, а затем и РАФ-2203 на базе Волги ГАЗ-24, который использовался в качестве маршрутного такси на 11 мест, милицейского транспорта, скорой помощи, реанимобиля и открытых экскурсионных автопоездов по всему СССР. Кстати, именно РАФ-2203 с передовым для конца 70-х дизайном удостоился чести стать официальным транспортом столичной Олимпиады. После распада Союза продажи автомобилей резко сократились, а начало выпуска Газелей в Нижнем Новгороде с середины 90-х поставило жирный крест на латвийском предприятии в 1997 году.