Прoсмoтрoв:
248
Кoммeнтaриeв:
2
Пoжaлуй, Pz. VI мoжeт считaться oдним из сaмыx извeстныx тaнкoв в истории мирового танкостроения. Неудивительно, ведь это творение «сумрачного тевтонского гения» стало апофеозом неуязвимости и огневой мощи. Но что это был за «панцер»?
Его история началась в начале 1937 года, когда «Henschel» и «Porsche» получили заказ на разработку тяжёлого танка. Несколько лет ушло на создание шасси, которое впоследствии также нашло применение на разного рода САУ; однако после знакомства в первые месяцы ВОВ с советскими машинами работы были форсированы и на 53-й день рождения Гитлера в его ставке Wolfsschanze состоялся показ двух прототипов высшему руководству Рейха.
Хотя при этом орденом «За военные заслуги» I степени был награждён Фердинанд Порше, предпочтение было в конечном итоге отдано лучше показавшему себя варианту Курта Арнольда. Он и был запущен в серийное производство как Tiger Ausf.H 1 (впоследствии – Tiger I или Ausf E) и имел следующие ТТХ:
- Габариты: 8,45 (с орудием)/3,705/2,93 м.
- Масса: 57 т.
- Бронирование: вертикальное 80-100 мм, горизонтальное 26-28, а впоследствии 40 мм.
- Двигатель: 1×HL210P30, 650 л. с. или 1×HL230P45, 700 л. с.
- Скорость: до 44 км/ч.
- Запас хода: до 195 км.
- Преодолеваемые подъём/стенка/ров/брод: 35°/0,8 м/2,3 м/1,2 м.
- Вооружение: 1×KwK-36, 88 мм; 2×MG-34, 7,92 мм.
- Экипаж: 5 человек.
Всего было изготовлено 1354 машины.
«Тигр» имел стандартную для германских танков компоновку и первым среди них – шасси с расположением катков в шахматном порядке. Такое техническое решение вкупе с большой массой сего «панцера» определило необходимость использования широких – в 725 миллиметров гусеничных лент. Поскольку они не позволяли ему вписываться в некоторые железнодорожные габариты, то при загоне на платформу его приходилось «переобувать» — устанавливать «транспортировочные» узкие гусеницы. Первые машины комплектовались шнорхелями для подводного движения, что позволяло форсировать водные преграды до 4 метров глубиной – поскольку ими практически не пользовались, в дальнейшем было решено от них отказаться.
Боевой дебют Pz. VI не был удачен – 23 августа 1942 под Ленинградом четыре «Тигра» бросили вскрывать наспех организованную оборону РККА, при этом все машины были подбиты, а одна захвачена советской пехотой. По настоящему они показали себя в ходе зимних боёв 1943 года за Харьков, когда их преимущество в защищённости и огневой мощи вместе с другими факторами обеспечили успех контрнаступления невеликих, в общем-то, сил Манштейна.
Звёздный час «Тигров» состоялся в боях на Курской дуге, где было в общей сложности задействовано 144 машины. Об их техническом превосходстве над советскими Т-34-76 того периода наиболее убедительно свидетельствует такой пример, как бой у хутора Тетеревино, когда уже повреждённый одиночный «панцер» отбил атаку полусотни советских средних и лёгких танков, уничтожив едва ли не половину из них.
Хочу отметить, что в первой половине ВОВ такими подвигами отметились только советские КВ, которым теперь пришлось действовать на «вторых ролях» — от «восемь-восемь» Pz. VI их бронирование уже не спасало, а сами они могли поразить нового врага только в борт. Что и продемонстрировала знаменитая битва под Прохоровкой, когда в ходе «великой танковой рубки» до 700 советских машин противостояли 300 германским, при этом собственно боевые потери сторон составили порядка 500 и 120 единиц, соответственно. Не показалось мало и англичанам, против которых в Северной Африке действовала всего одна укомплектованная «Тиграми» рота, раскатавшая до сотни британских «жестянок».
С другой стороны, не стоит и переоценивать этот «панцер» — под Курском было подбито в общей сложности 73 машины, а суммарные потери за весь год составили – 274 танка. Кроме того, «Тигр» продемонстрировал не самую высокую технологичность — широко известны его проблемы с ходовой частью, когда её заклинивала замёрзшая грязь или приходилось снимать внешние катки для ремонта внутренних. Наконец, несмотря на наличие у Панцерваффе эффективных ремонтных служб за весь 1943 год в строй удалось вернуть лишь 19 поврежденных «роликов» этого типа. Поскольку для вермахта начинался период отступления, многие из машин, которые не успели уничтожить, попали в танковые части РККА.
Ещё хуже складывались у немцев дела в следующем году – появление на Восточном фронте таких машин как Т-34-85 и ИС-2 и повышение калибра противотанковой артиллерии в значительной степени нивелировало преимущество сильных сторон «Тигра». На Западном фронте они, хотя и значительно превосходили качественно убогую англосаксонскую бронетехнику, но противопоставить подавляющему превосходству западных союзников в воздухе им было просто нечего. За 1944 год было потеряно 756 тяжёлых «панцеров» этого типа, восстановлено лишь 60.
На начало последней военной весны в строю было около двухсот «Тигров I», однако говорить об их эффективном применении в условиях тотального господства в воздухе противника и дефицита топлива, боеприпасов и запчастей почти не приходится. Максимум, что смогли сделать отдельные опытные экипажи вроде Витмана – нанести врагу ряд тактических ударов и несколько затормозить его наступление, что, конечно же, никак не могло повлиять на общий ход боевых действий.
Оценивая проект Pz. VI в целом, я хочу отметить ряд его как положительных, так и отрицательных сторон.
К первым стоит отнести великолепную огневую мощь и защищённость – конкурировать с ним мог только ИС-2, но стоит иметь в виду, что раздельное заряжение орудия советской машины определило его крайне низкую, по сравнению со стволом «Тигра», скорострельность.
Ко вторым помимо уже упоминавшейся низкой технологичности – перетяжелённость танка: установка наклонного бронирования меньшей толщины, традиционного типа шасси теоретически должна была бы снизить его массу на добрый десяток тонн. Это в свою очередь могло бы увеличить его мобильность и проходимость, а также снизить нагрузку на двигатель, устранив довольно остро стоявшую проблему его перегрева. Тем не менее, если оценивать этот «панцер» «по очкам», то, пожалуй, как мне кажется, он был лучшим тяжёлым танком «своего» периода ВМВ.