Тёмная история бешенства.

Прoсмoтрoв:
565
Кoммeнтaриeв:
2

Бeшeнствo – кoвaрнoe, смeртeльнoe зaбoлeвaниe, вызывaeмoe вирусoм Rabies. Oт вирусa бeшeнствa умирaют даже сегодня, не смотря на существование вакцин и квалифицированной медицинской помощи. Само слово бешенство – происходит от слова «бес», а в древности причиной этого заболевания считалась одержимость. Этимология связанная с бесовством прослеживается не только в русском и латинском языках. А история этой болезни уходит так далеко в тёмную историю человечества, что её упоминания теряются во мраке забвения, мифах и тёмных ритуалах.

Предмозаичный кодекс Эншунны древней Месопотамии, которому более 4000 лет упоминает укусы «безумных псов». Само слово бешенство – rabies, имеет отсылку к латинскому термину rabere – бесноваться и восходит к древнему санскриту – rabhas (ярость). И более того, сам вирус, вызывающий заболевание Lyssavirus, имеет свою собственную легенду.

Древнегреческая легенда о Lyssa. Лиссе, или римский эквивалент — Ира. В Еврипиде Геракл описывает Лиссу как дочь Нюкты — богини ночи и ночных тварей и Урана, дочь восставшую из крови своего отца. А древнегреческое написание этого слова — λύσσα обозначала «ярость воина», в которой он уподоблялся псу или волку, теряя своё Я и забывая товарищей. Такая ярость упоминается и в Илиаде: «Гектор же, весьма кичась силой, ужасно неистовствует, уповая на Зевса, и ни во что не ставит ни мужей, ни богов, ведь его охватила мощная λύσσα».

Нюкта:

В одном из поверий говорится что её безумие вызвано червем Lytta, живущим у неё под языком. Что напрямую отсылает нас и к самой водобоязни. Так как червь, не давал бедной богине пить, сводя её с ума.

Исходя из веры в легенду, известны случаи, когда бешенство в древности пытались лечить удалением языка, или надрезанием уздечки, крепящей его к нёбу.

Бешенство как таковое прибыло в Грецию с востока в пятом веке до нашей эры. Древний храм Афины в Рокке (о. Крит) был известен бешеными собаками, обитавшими вокруг храма. «Роккская Афина» была призвана исцелять больных бешенством, что объясняет функционирование храма и как рассадника заболевания. В 200 г. н.э. греческий учёный Аэлян описывает свои попытки лечения молодых мальчиков, которых покусали собаки недалеко от храма. Доктор давал им в качестве лекарства содержимое желудков морских коньков в попытке спасти от воздействия болезни. Аэлян так же отмечает, что любой вторичный контакт как с больными, так и с плотью больных пациентов, животных может вызвать заражение, впервые сравнивая «яд сумасшедшего пса» с оружием.

Удивительно, не правда ли? Человечество ещё ничего не знает об этой болезни, но уже всерьёз готово рассмотреть его как средство уничтожения себе подобных. К примеру:

В древнеиндийском трактате Артхашастра, 4ый век до нашей эры, описываются разные способы изготовления ядовитых стрел. И один из рецептов особенно интересен. Согласно нему, острие необходимо смешать с кровью больной мускусной крысы. «Любой, кого пронзит эта стрела – пишет брахман Каутилья – укусит десять своих товарищей, каждый из которых укусит ещё девять человек». Мускусные крысы до сих пор разносят бешенство в Индии.

В другом рецепте, так же упоминается этот способ, в нем говорится что, если нет больной мускусной крысы, можно использовать кровь сумасшедшей козы. Видимо подразумевается, что бешенством могли заболеть и другие домашние животные.

Ещё знаменитый Абу Али аль-Хусейн ибн Абдаллах ибн Синна, или Авиценна в своем Аль-Канун фил-Тибб – Каноне медицины описывал бешенство как инфекционное заболевание, предлагая различные варианты лечения.

По мнению Авиценны бешенство возникало из-за дисбаланса жидкостей в организме, а не контакта с больным. Но нет сомнений в том, что он описывает именно бешенство. Он подробно описывает несколько случаев. Вот один из них: «… больной мул укусил своего хозяина, его владелец стал сумасшедшим, таким же как бывают бешеные собаки…». Он подробно описывает симптомы, в том числе страх перед водой, обильное слюноотделение, агрессию. Отмечает появление бешенства у других животных, таких как лисы, ласки, шакалы и волки.

В качестве лечения Авиценна предлагал вводить кровь бешеных собак в человека в качестве антидота. Так же рекомендовалось приложить к зараженному месту укуса печень больной собаки.

Авиценна не был ни первым, ни последним, одержимость или светобоязнь и водобоязнь в тех или иных формах описывали почти все «мэтры медицины»: Демокрит (460-370 гг. До н.э.), Аристотель (384-322 гг. До н. Э.), Плиний Старший (23-79 г. н.э.), Гален (130-200 г. н.э.), Цельс (25 г. до н.э. — 50 г. н.э.), Руфус Эфесский (80-150 гг. Н.э.), Орибасиус (320-400 гг. Н.э.) и Айтиус Амиды (502-575 гг. Н. Э.).

Клинические симптомы включают в себя кошмары, агрессию, бред, спазмы, страх света, язвы на теле, страх перед водой. В буйной форме пациенты становятся не только агрессивны но и гиперактивны, испытывают инфернальную жажду, но не могут проглотить воду.

Все так или иначе внесли свой небольшой вклад. Аристотель первым, на сколько нам известно подметил возможность передачи через укус. Цельс придумал термин – гидрофобия.

С лечением в средние века дела обстояли неважно. Особенно в отношении инфекционных заболеваний. Доктор Скрикониус Ларгус советовал припарки из кожи гиены. Само заболевание, его природа создавали очень «удачную» почву для возникновения суеверий. 100% смертность с момента появления симптомов. Иногда длительный срок до их проявления. Всё это заставляло верить религиозных людей в дьявольскую природу болезни.

Нередко иррациональный страх приводил к тяжелым последствиям, люди, укушенные бездомной собакой, могли наложить на себя руки, или быть убитыми добрыми соседями или родственниками, в страхе перед его внутренней сущностью и злобой.

Но заразиться можно не только при укусе или царапине. Любой контакт с больным, его слюной или кровью – может заразить вас, если жидкость попадёт в открытую ранку. Что является, например легким способом заразиться бешенством при разделке убитого животного. Попадание частиц в глаза – так же может вызвать заражение. То есть средневековый охотник, для которого охота — способ прокормить семью, убив животное с иррациональным поведением, мог с легкостью занести вирус в организм и распространить его в общине.

Во Франции и Бельгии люди, пострадавшие от укусов животных, совершали паломничество к могиле Святого Юбера (Святой Губерт), который традиционно почитается как покровитель охотников. Считалось, что ниточка от его епитрахили спасала от бешенства.

Сложно представить себе таких паломников, бредущих и день и ночь, постепенно сходящих с ума, становящихся злее и безумней с каждым часом. А ведь раньше к паломникам было принято особое отношение. Им давали кров и помогали на пути к их святой цели. Ужасное заболевание, и навеваемые им возможности массовых убийств иногда всплывали в истории и дальше.

Великий Леонардо да Винчи, не был гением сугубо гражданским, его авторству принадлежит идея бомбы, около 1500 года. Бомба должна была представлять из себя состав из серы, мышьяка, яда тарантула, ядовитых жаб и слюну сумасшедших собак.

В 1650 году польский генерал Казимир Сименович всерьёз предлагал для ускорения осады – собрать слюну бешеных собак, поместить её в глиняные сосуды и катапультировать их на врага. О способах сбора и добровольцах, пан умолчал, а предложение не было принято. Но помимо военных фантазий, развивалась и медицина.

В 16 веке итальянский врач Гироламо Фракасторо (1478-1553) доказал, что для заражения достаточно небольшого укуса. Джон Морганьи (1735-1789) предположил, что вирус распространяется через нервные волокна, а не посредством крови. В 1821 году Франсуа Магенди доказал инфекционную природу бешенства. А в 1885 Луис Пастер (1822-1895) разработал первую успешную вакцину, подарив надежду на выживание укушенным, при должной скорости оказания медицинской помощи.