«Святая говядина» – корова как вселенское божество.

Прoсмoтрoв:
337
Кoммeнтaриeв:

«Святaя гoвядинa» – кoрoвa кaк всeлeнскoe бoжeствo.
Вaрил тут нa дняx пeльмeшки и зaдумaлся o гoвядинe. Нe фaкт, чтo oнa тaм былa, нo задумался. Конечно, вы, наверное, слышали о том, что в Индии корова — это священное животное, которое без световых и звуковых сигналов и специального клейма на попе может создать пробку. Но что вы знаете про остальной мир? Думаете, например, что у брутальных викингов это просто мясо? Или что кровавые кельты или древние египтяне не почитали рогатых копытных богов? Или что коровы не упоминаются в иудаизме и Исламе? О нет, мы не только приручили это животное — мы сделали его богом, а иногда и создателем богов. Может, даже сегодня она правит жалкими двуногими, если и не в качестве бургера, то уж точно, как символ растущего рынка.

Бык на Wall Street:

Кефир для Имира.

Итак, давайте начнём с брутальных викингов — они же всё ещё в моде? Как-то раз я услышал, как молодой отец отвечает маленькой девочке на вопрос – А кто такой Тор? И папа сказал, ну это типа бог войны, управляет молниями, своим молотом, воюет и всё такое. Вот что сделал с нами Голливуд. Тор стал богом войны? Позор! Давайте на минутку погрузимся в мир скандинавских богов и вспомним, кто есть кто на самом деле.

Тор – бог бури и грома. Конечно «бедные мореходы», при случае достающие топор и становившиеся «разбойниками», плавая без современных навигационных средств при помощи солнечного компаса, приносили ему жертвы, чтобы не утонуть в холодных водах. Но богом войны был Тюр. Стройный, высокий, молодой бог с одной рукой, пожертвовавший ею, чтобы сковать великого волка – Фенрира. И ставший сражаться дальше левой рукой, к обрубку правой привязав щит. Чувствуете разницу? Однорукий воин (типичная травма при активном фехтовании на смерть), с мечом в руках, а не кудряшка с молотком. И его отец – одноглазый Один (тоже типичная травма, для того, кто получил мечом по скандинавскому шлему). Они оба воины, хоть и эды приписывают потерям органов и конечностей более сакральный смысл. Одина называют «Всеотец», и по его старому имени «Wodanaz» названа среда (Wednesday). А по имени Тюра – вторник. Но у Одина тоже был Отец. Великий Бор – дедушка Тора, Бальдра, Видара и Вали. Он поднял землю и создал Митгард, мир в котором мы живём, ну или часть суши в ходе движений континентов во время одного из ледниковых периодов. Он женился в своё время на великанше Бьолторн, с разрешения своего отца – Бури.

Аудумла кормит Бури:

А Бури был первым из асов и первым богом в скандинавской мифологии вообще. Во времена Имира – гигантского инеистого великана, первого живого существа — мир был скован льдами. Земли не было. Но воды хаоса Элигвар — двенадцать потоков, берущих начало в источнике Вергельмира, воды холоднее и безжизненней которых нет — озарились теплом. Из тепла зародилась жизнь – Имир. Из тела Имира был создан весь мир. Из его подмышки появились мужчина и женщина, от ног – великаны, и так далее. Но до Имира! До Имира изо льда появилась Корова – Аудумла. Она кормила своим молоком самого Имира и его потомков, а однажды, когда лизала солёные глыбы на границе Нифльхейма, своим языком дала тепло, которое зародило из льда – Бури, прародителя всех богов…

Белоснежная корова рыжих леприконов.

Фигня, скажете вы, единичный пример, притянутый за уши. Воины не будут чтить говядину, иначе чем через суп. На худой конец – доблестные пельмени. Хорошо, а вы знаете как коровы создали Ирландию? Давным-давно луга Ирландии не были так гостеприимны, как сейчас. Конечно, кто-то скажет, что и сейчас там жизнь не сахар, но раньше, как говорят старые легенды, было во сто крат хуже. Это было время до появления Бо Финд – белоснежной коровы. Она приплыла в Ирландию и сделала эту землю плодородной, а луга прекрасными и полными трав. Случилось это пасмурным утром: богиня вышла из Западного моря на своих четырех копытах в окружении двух своих прекрасных сестёр — Бо Дху, черной коровы, и Бо Руадх, красной коровы. Они все были прекрасны, а их цвета и нежный окрас олицетворяли луну в различных её фазах, плывущую по ночному небу.

Редкая белоснежная корова:

Три сестры направились в разные части острова: Бо Финд пошла в центр острова, где родила двух телят — мальчика и девочку, которые затем сами дали многочисленное потомство, накормив население острова, давая им молоко и удобряя землю. Когда остров преобразился, сёстры покинули его, оставив потомство в дар ирландцам. Чудесный копытный миф с годами оброс пантеоном богов и усложнился взаимоотношениями до уровня Святой Рыжей Барбары. Бо Финд изменилось в Боан и стала богиней реки Бойн. А история отплыва с острова превратилась в драму.

Предположительное озеро, в Ирландии:

В озере Сегайс обитал одноглазый лосось, мудрый как сам Один (саркастический оборот автора), вокруг озера росли девять ореховых деревьев и были установлены великие камни, на которых было написано, что в орехах заключена великая мудрость, но с подвохом. Орехи падали в пруд, их ел лосось, отчего он, собственно, и был мудрым не по годам. Но, как водится, плоды мудрости были запретными, и пруд охранял бог вод – Нектан, сын Лабрэйда. Боан не послушалась суровых предупреждений, наелась орехов, и тогда страж откинул один из камней, из ямы вырвался поток воды и унёс богиню, чьё имя — значит «Белая Корова», в море. Поток остался течь рекой, чьи ключи бьют из каменистых ореховых рощ, удобряя и орошая земли острова. Так или иначе в древней Ирландии существовало триединое коровье божество, иногда кстати вообще изображавшееся с крыльями. Сейчас бы за говяжьи крылышки фастфуды наверное бы бились насмерть не хуже викингов или кельтов.

Стилизация кельтского рисунка крылатой коровы:

Как вы, наверное, уже догадались, первый и второй пример иллюстрируют диспут первородности, или проще говоря, что было первым – говядина или человек, человек или яйцо — ведь без первого второго может и не быть по философским представлениям наших предков. Но если триговяжью богиню унесло в море, а древняя корова Аудумла умерла от крови, затопившей мир после убийства правеликана, то Bos Prigenius – Первобытный бык, первая приручённая 8 000 лет назад корова, вымерла став объектом охоты и селекции.

Помимо обожествления на фоне пищевой значимости можно встретить вполне уверенные ассоциации с силой и мощью животного.

Гильгамеш и содомия.

В древней месопотамской мифологии есть животное-явление: Небесный бык. Приключения Гильгамеша, связанные с убийством быка, описаны в 6-ой таблицы Эпоса о Гильгамеше. Сам шумерский царь более-менее историчен, и как считается правил шумерским городом Урук в 27-ом столетии до н.э. Сам Бильга-мес (предок героя) настолько оброс героическими мифами и сказаниями, что сегодня вообще сложно отделить одно от другого. Но сколько бы не переписывали великий эпос потомки первого царя первой Династии Урука, он навсегда останется Бородатым Мускулистым мужиком, искателем приключений, известности и славы, сражавшимся со львами и быками.

Одно из изображений Гильгамеша:

Вернемся к Небесному Быку. Однажды Иштар – аккадская богиня плодородия и любви — посваталась к великому царю хеттских хипстеров и простых людей, а смертный царь имел наглость отвергнуть плотские намёки величайшей из богинь, чем привёл её в неимоверную и неописуемую ярость. Надо думать… богиня любви ведь… Иштар, недолго думая, отправляется на Небо, где правят её родители Анту и Ану, владыки всего на свете. Она требует дать ей Небесного Быка (созвездие Тельца), чтобы покарать засранца. Мама отказывается, говоря, что мощь быка может погубить всё, а если и не погубит, то следующие лет семь на земле будет разруха и голод. Иштар истерит, обещает разбить врата в Подземный мир, воскресить мёртвых и заставить их жрать живых. Мама сдаётся и отдаёт быка, Отец отстраненно смотрит на это всё с неба, не вмешиваясь.

Начинается битва. В сражении участвует Гильгамеш и его друг Энкид. Небесный бык ужасающей мощи. Энкид держит быка за хвост, Гильгамеш протыкает ему шею мечом. Два друга идут отмечать победу. Иштар, богиня плотской любви, собирает извращённых куртизанок, проституток и блудниц и заставляет громко оплакивать копытное, проклиная Гильгамеша. Энкид не выдерживает зрелища, отрывает быку ногу и швыряет в Иштар. Дочка снова бежит к родителям и просит наказать убийц быка. Наказывают Энкида – он умирает от смертельной болезни, и оставшуюся часть эпоса раскрывается страх самого Гильгамеша перед смертью.

Энкид разрывает быка по линии ягодиц:

Если опустить поведение Иштар, то мы видим новый и более древний образ быка – как дикого и необузданного животного, олицетворяющего мощь. Победа над которым является подвигом.

В древнем Египте, как известно, множество богов ассоциировалось с животными или имело зооморфные черты сразу нескольких существ. Был и священный бык (по-древнеегипетски Ка). Изначально бык Ка был воплощением богов. Сначала бога Птаха (Питаха) – демиурга, покровителя Мемфиса, ремесленников и архитекторов. А затем Осириса. Это были не простые или второстепенные боги. Питах был архитектором божественного, то есть бог-творец. Это он создал первые четыре пары богов: Нун (первозданный океан) и Наунет (бесконечная бездна), Хух и Хухет (время и бесконечность), Кук и Кукет (тьма и свет), Амон и Амонет (небо и ветер).

Постепенно понимание Быка Ка, как сосуда для божественной души, преобразуется в культ отдельного божества — Аписа. Такие быки жили при храмах сытой и приятной жизнью до 25 лет. В день его юбилея копытное под бурные овации сбрасывали в Нил. После безвременной утраты сосуда бога жрецы находили нового быка, в которого, по их мнению, бог снова воплотился. Разделяют отдельно культы Аписа и культы Осирис-Аписа, но лично мне это кажется слишком буквальной трактовкой на основании тех малых данных, что у нас сохранились. Божественные копытные были смертными, и их нередко мумифицировали. А по мнению египтян, после смерти все люди и боги попадали в царство Осириса, из которого уже не было возврата, и бог загробного мира становился их частью, как и они – его. Существовали отдельные менее популярные культы богов-быков: Мневиса и Бучиса, но это уже слишком длинная история, которую мы оставим на суд бога бесконечности с лягушачьей головой – Хеха и его жены змеи Хаухет.

Египетская мумия быка:

Значение говяжьих культов в полной мере раскрывают азиаты и индусы. Или вы думали, что культ коровы миновал Китай, Японию или вообще хоть кого-то в Азии?

Говядина по-сычуаньски.

В Древнем Китае табу на говядину было исторически диетическим ограничением, начавшимся среди народности хань (которая теперь и есть Китай). Говядина была, прежде всего, не мясом, а тягловой силой. Особенно быки и буйволы. К примеру, эндемичная для Юго-восточной Азии, Индии, Непала, Бутана порода буйвола Арни – это очень специализированный вид. Индийский буйвол встречался на огромной территории от Месопотамии до южного Китая. Мясо буйвола очень и очень жёсткое даже у телят. Молока в несколько раз меньше, чем у молочной коровы. Но огромное жилистое животное устойчиво к жаре, может спасаться от неё в болоте или зарывшись в грязь, и обладает недюжинной силой и выносливостью, позволяя вспахивать рисовые поля. Арни настоящий Шварценеггер среди животных.

Отсюда и такое отношение. Во время династии Чжоу некоторые императоры не то, что не ели коров, а вводили законодательный запрет на их убийство. Китайская медицина стала говорить о говядине, как о вредном мясе. Буддизм, конфуцианство и даосизм только добавили цемента в убеждения о том, что есть полезных тягловых животных дело дурное.

В Японии, начиная с указа в 675 году, мясо коровы было приравнено к лошадиному, обезьяньему и собачьему. Да что там — сам великий Сёгун Токугава Хидэтада в 1612 году издал прямой указ о запрете на убийство крупного рогатого скота.

Буддийские пельмени.

В Индии убийство коров запрещено на уровне конституции, ст. 48. Правила суровы, но по-индийски витиеваты, дабы и выгоду не упустить и голодным не остаться: запрещён убой, продажа, импорт (разрешён экспорт, если мясо без костей). Любопытным является тот факт, что тушки перед удалением кости подвергают специальной обработке, для уничтожения вируса ящура, о котором будет мой следующий пост. Вообще запрет касается 20 из 29 штатов. По данным на 2012 год, страна известная тем, что коровы в ней святые – произвела 3 643 000 тонны говядины, из которых 1 963 000 тонны было употреблено внутри страны. Сегодня, в условиях перенаселения и плохой гигиены, этические проблемы тесно подпирают собой проблемы медицинские.

Любопытным также является и то, что в древности об уважении к Корове – в Индии никакой речи не было. К примеру, исследования историка Движедры Нарайана Джха, профессора Дельфийского университета, говорят, что в древней Индии понимание коровы как неприкосновенного животного весьма противоречиво, некоторые источники говорят о запрете, некоторые о возможном употреблении и ритуальных жертвоприношениях (по крайней мене до 200 г. до н.э.). Примерно же с этого момента корова как животное становится символом достатка (молоко и пашня перевешивают мясо?), крупный рогатый скот обретает религиозное понимание души, а его употребление – табу.

Итак, что же мы имеем на дне кастрюли? А там, среди лаврового листа, ошмётков теста плавает история ящура, молока и сельского хозяйства. А есть мы это стали, когда селекция сделала из друга человека и его компаньона в поле горы мышц и мягкие стейки на четырех копытах.