Скандал с Facebook, утечка данных и BFF: что все это значит?

Чeтырe гoдa нaзaд кoмпaния Cambridge Analytica пoлучилa дoступ к дaнным пятидeсяти миллионов пользователей Facebook и использовала их в политических целях. Как только в марте этого года эта история выплыла на поверхность, разразился скандал. Пользователи по всему миру покидают Facebook, стоимость компании резко падает, а в новостях что ни день — так новые подробности.

Как это произошло?

Все началось еще в 2014 году. Тогда психолог Александр Гоман создал для Cambridge Analytica психологический тест, для прохождения которого пользователю необходимо было авторизироваться через Facebook. После прохождения теста пользователь награждался символической суммой в 5 долларов. Через некоторое время стало известно, что приложение собирает закрытые данные каждого пользователя, а также доступные данные его друзей. Компания Facebook обнаружила эту утечку информации в 2015 году, заблокирована приложение и потребовала от компании-разработчика удалить полученные данные. Однако исполнение требования не проконтролировала.

Эта история аукнулась Facebook в 2018 году — в минувшие выходные издания Guardian и The New York Times опубликовали расследование о деятельности Cambridge Analytica, выяснив, что тест прошли около 270 тысяч человек, а суммарно было накоплена информация о 50 миллионах человек.

Неизвестно, насколько причастна была к происходящему сама социальная сеть. Скорее всего, пользователи сами соглашались со всеми уровнями доступа, которое запрашивало приложение. Задумайся, читал ли ты хоть одно лицензионное соглашение на тот софт, который используешь на своем компьютере? Так или иначе, один из камней преткновения — законность подобной утечки. И Facebook, скорее всего, ждет немалое количество судов.

Зачем кому-то эти данные?

Накопленные сведения были переданы в компанию Cambridge Analytica. Эта фирма предоставляет консалтинговые политические услуги, грубо говоря, помогает политикам правильно выстроить предвыборную кампанию, получить требуемую статистику, выстроить стратегию продвижения. Говоря совсем грубо, это те люди, которые сначала много думают, потом создают лозунг типа «Голосуй сердцем», а потом обосновывают его перед заказчиком. Например, тем, что лозунг «голосуй мозгом» воспримут только 23,4% избирателей, а вот «сердцем» проголосует не меньше 35,46%. Все эти данные в последующем использовались для организации предвыборной кампании Дональда Трампа. Но основное возмущение пользователей вызывает сам факт утечки личных данных. Что логично — мало кто думает о том, что его данные в соцсетях отнюдь не в безопасности.

Какие именно данные были похищены?

Об этом в открытых источниках информации нет. Акцент сделан на сведениях, важных для формирования представления о политических взглядах человека, и о том, как склонить его к определенному выбору. Если учесть, что исследования даже нескольких лайков на фотографиях котиков от каждого пользователя дают возможность определить его политические пристрастия, вполне возможно, что кто-то в Cambridge Analytica смотрит твои хоум-видео, которыми вы обменивались с подругой в мессенджере. А также архивы личной переписки и количество просмотров страниц других пользователей.

Впрочем, если ты живешь в России, маловероятно, чтоб ты стал жертвой этого ориентированного на США приложения — скорее всего, ты впервые услышал о нем о нем из этой стати или из сводок последних новостей. Но вопрос в другом.

Как быть с тысячей других утечек, о которых мы еще не знаем?

Никто не может поручиться, что твой смартфон прямо сейчас не записывает звук и не отправляет записанное прямиком производителю для последующего анализа. Никто не поручится, что твое селфи, отправленное подружке, не продублировалось сразу на трех серверах — производителя смартфона, разработчика операционной системы и разработчика тех троянов, которые уже созданы и о которых ничего неизвестно.

Бессмысленно бояться одной утечки, когда есть еще множество неизвестных. И их число будет только расти. Стремительно развивающийся IoT — Internet of Things или «Интернет вещей», о котором так много говорят на технических конференциях, имеет две особенности. Во-первых, это фактически «интернет в каждом утюге». Во-вторых, интернет в каждом утюге вряд ли будет всерьез защищен от утечек данных. Как итог — скрывать личную информацию станет все тяжелее и тяжелее.

Однако есть и сравнительно хорошие новости. Никому не интересно следить за конкретным пользователем — даже за тобой, как бы ты ни был уникален и хорош. Все подобные технологии ориентированы на анализ большого массива данных. Собственно, это и называется Big Data. В силу этого никого и никогда не заинтересует наличие фотографии голой задницы в конкретном профиле — ну хотя бы потому что таких профилей с фотографиями голых задниц будет 35,31%.

И напоследок: последние дни весь Facebook пестрит комментариями с аббревиатурой BFF. Утверждается, что это сочетание букв, написанное в комментарии, позволяет узнать, в безопасности ли твой аккаунт: если буквы становятся зелеными — все в порядке. Если же буквы так и остаются черными — пиши пропало, учетная запись взломана, и нужно срочно менять пароль. Так вот, это полная ерунда. BFF — это аббревиатура «Best Friends Forever», выполняющая роль кода для активирования текстовой анимации от сервиса Facebook Delight, и никакого отношения к безопасности аккаунтов не имеющая. Тем не менее, уткой воспользовались многие блогеры, разместившие на своих страницах посты с призывом проверить свой аккаунт и собравшие по несколько тысяч лайков.