Прoсмoтрoв:
309
Кoммeнтaриeв:
Бусидo. Мифы и фaкты, кoтoрыe eщё нaм нe поведали книги и киноленты, снятые и написанные западными авторами, далёкими от тонкого восточного менталитета. Мы попытаемся отделить правду от вымысла, и расставить точки над I в нижеследующей статье.
Начиная с семидесятых годов прошлого столетия, когда Западную Европу и США охватила мода на восточные боевые искусства, киноиндустрия развитых стран, почувствовав новое перспективное направление, принялась штамповать фильмы о бесстрашных самураях и неуловимых ниндзя.
Причём, при создании картин о средневековой Японии, ориентировались более на коммерческий успех, нежели чем на исторические факты. Так в сознании кинозрителей закрепился образ японского воина (буси), не всегда соответствовавший историческим фактам.
Для начала заметим, что Бусидо, как единого свода норм и правил, не существует и не существовало в природе. Это скорее ментальный образ, идея, штрихи к которой в виде письменных документов, добавляли великие люди своего времени, воины и монахи. В их числе были: Ямамото Цунетомо (Хагакуре), Миамото Мусаси (Книга пяти колец), Ягю Мунэнори (Хейхо Кадэн Сё), Юдзан Дайдодзи (Будосёсинсю), Такуан Сохо (Письма мастера дзен, мастеру меча, Вечерние беседы в храме Токайдзи) – при наличии времени и желания их легко найти в интернете.
Однако вышеприведённые книги лучше читать в бумажном варианте при подобающей обстановке. К примеру – Хагакуре, от ощущения того, что ты держишь в руках настольную книгу лётчиков камикадзе, отстаивая идеалы которой, покончил с собой, сделав сеппуку (ритуальное вскрытие живота) знаменитый японский журналист и писатель Юкио Мисима – уже возникает некоторый мистический трепет.
Как становились самураями? Сколько их было? Какое образование получали? Однозначный ответ на этот вопрос не будет точным, так как самураи «эпохи сражающихся царств» и позднего периода правления сёгуната Токугава (военные наместники Императора (Бакуфу), в общем-то, довольно разные люди.
Слово «самурай» произошло от «сабурау» (слуга, служить), посему во времена сражающихся царств, когда расход воинов был весьма велик (пленных, как правило, не брали) самураями (слугами) становились, без особых церемоний, более-менее способные крестьяне. По окончании массовых войн избыток самураев был отправлен (от греха подальше) на завоевание Кореи. И самурайское сословие стало закрытым.
Если в период войн самураю достаточно было быть отважным, преданным господину и владеть боевыми искусствами, то после объединения страны образовательный ценз заметно вырос. Самураю нужно было соблюдать гигиену, поддерживать в порядке снаряжение, оружие, одежду, быть чистым и опрятным.
А также необходимо было знать боевые искусства, чайную церемонию, каллиграфию, уметь слагать стихи танка, в совершенстве знать (и следовать) общий и дворцовый этикет.
В разные времен, численность самураев не была одинаковой. В позднем периоде сёгуната Токугава именно наличие разросшегося сословия самураев (более 10%), послужило одной из причин «реставрации Мэйдзи» (возвращения власти от сёгунов императору) в 1963 году. После которой самураи, как сословие были упразднены, феодализм сменился капитализмом.
Оружие и доспехи. В связи с постоянной практикой использования, в средние века в Японии форма и материал для изготовления оружия были доведены до совершенства, хотя мифические свойства, приписываемые им, были несколько преувеличены. На Руси и Ближнем Востоке, в те времена, также делали замечательное клинковое оружие из булата и дамасской стали.
Особенностью боевого японского доспеха было то, что в отличие от западноевропейского, он как правило, состоял из множества металлических или бамбуковых пластин, которые привязывались (нашивались) на материал или кожу. С окончанием периода войн и появлением огнестрельного оружия в конце шестнадцатого века доспехи, луки, копья потеряли своё значение и использовались больше в бутафорских или церемониальных целях.
По традиции самураям вне дома полагалось носить пару мечей: длинный (катана) и меч-«спутник» (вакидзаси), порою их носили люди, совершенно не умеющие фехтовать, к примеру мастера чайной церемонии, приравненные к самураям.
Что иногда служило источником недоразумений, впрочем вполне разрешимых, потому что, как говорил Дзёто (Ямомото Цунетомо в монашестве) – стать самураем легко: «Достаточно преисполнившись решимости обнажить меч и храбро броситься на врага».
Девушкам и женщинам этого сословия предписывалось владеть приёмами боя с нагинатой (гибридом копья и короткого меча) для защиты своей чести и чести семьи, а также ношение малого ножа айгути, дабы при потере чести, совершить ритуальное перерезание своего горла, предварительно связав себе ноги, чтобы после смерти сохранить достойную позу. (Их бы в пример гламурным п…чкам из инстаграма…)
Ну и пожалуй, последнее: на некоторых старых фотографиях последних самураев просматриваются как бы не совсем японские лица — и это несмотря на строгую изоляцию от мира средневековой Японии и закрытость кланов самураев.
Из чего многие исследователи делали предположение, что родоначальниками кланов самураев были не сыны Ямато и Аматерасу, а айны — коренные жители Японского архипелага.
Как видно из выше приведённых фотографий, айны более похожи на восточных славян, нежели чем на классических японцев, так что как ни крути, везде наши люди!