Прoсмoтрoв:
243
Кoммeнтaриeв:
Вспoмним кoрoтeнький эпизoд из фильмa «Жeнтитьбa Бaльзaминoвa»:
«– Сoлидныe-тo люди, кoтoрыe сeбe добра-то желают, за каждой малостью ездят к Ивану Яковлевичу, в сумасшедший дом, спрашиваются…»
Кто такой Иван Яковлевич? Почему к нему ездят «спрашиваться» солидные люди? И почему в сумасшедший дом?
Иван Яковлевич Корейша – ярчайший феномен русской народной культуры, самый знаменитый московский юродивый и прорицатель 19 века. Человек, чья жизнь была окружена массовым народным почитанием и славой. Личность Ивана Яковлевича нашла отражением в произведениях Достоевского, Толстого, Лескова, Островского, была темой споров в газетах и журналах того времени. Память об Иване Яковлевиче Корейше была столь крепка, что о нём упоминается даже в фильме «Женитьба Бальзаминова» 1964 года.
Иван Яковлевич Корейша (1783–1861)
Дискуссии о блаженном старце ведутся по сей день, а начались они ещё при его жизни. Прогрессивные публицисты критиковали и разоблачали Корейшу, но получали отповеди от заступников Ивана Яковлевича, среди которых были и образованные и знатные люди.
С раннего утра до позднего вечера в Преображенскую больницу для душевнобольных (ул. Матросская Тишина д. 20), где содержался московский ясновидец, не иссякал поток почитателей, страждущих, больных, сомневающихся и просто зевак, приехавших со всего города и окрестностей.
Среди почитателей старца были отнюдь не только женщины из простонародья. Его посещали и представители высшего света, и высокопоставленные чиновники и даже публика из учёной среды. Например, знаменитый лингвист, фольклорист, основоположник отечественного языкознания, академик Ф. И. Буслаев справлялся у Корейши о своём благополучии и женитьбе, и получил вполне ясный письменный ответ:«1845 рока мца декемрея ХIV дня ко Господу молитесь да в адских полех совершенно изцелитесь. А женится не скороу. А животу пудет здоровоу». Свои ответы Иван Яковлевич всегда подписывал не собственным именем, а парадоксальным «Студент хладных вод».
Ф.И. Буслаев и И.Я. Корейша
Пускали в больницу к Корейше по билетам стоимостью 20 копеек, кроме того, в палате у него стояла кружка для пожертвований, в которую состоятельные посетители опускали немалые суммы. Таким образом, он оказывал больнице, в которой содержался, очень существенную материальную помощь. Главврач больницы психиатр Саблер признавался: «Мы очень бедны, если бы не Иван Яковлевич, не знаю, как бы мы сводили концы с концами». А благодаря особенному пациенту единственной на тот момент в Москве психиатрической клинике удалось купить музыкальные инструменты и бильярд, и вообще достойно содержать больных.
Особо ценились у почитателей, круглосуточно дежуривших под окнами больницы, «дары» (освящённые в руках Ивана Яковлевича табак и яблоки), а также записочки московского провидца. Через них происходили исцеления, устроения дел и сбывались предначертания.
Считается, что царь Николай Iвиделся с блаженным и имел беседу без свидетелей. Кончину же государя, по утверждениям очевидцев, Иван Яковлевич предсказал ровно за день.
Откуда же взялся непостижимый Иван Яковлевич Корейша? Известно, что родился он в 1780 году и происходил из духовного звания, отец его был смоленским священником, перешедшим из дворянского сословия в духовное, что бывало весьма редко. Иван Яковлевич с отличием окончил семинарию, но священнический сан не принял. Некоторое время подвизался на ниве преподавания в духовном училище, но, по всей видимости, тяготился этим занятием и однажды ушёл прямо с урока, не закрыв книги, без вещей и пояснений. Ушёл и больше не возвращался.
Путь его лежал по святым местам, монастырям и лаврам: Соловки, Киев, Тверь. Через четыре года Иван Яковлевич опять объявился в Смоленске, где вёл образ жизни юродивого, тогда и проявилась его способность к прорицанию. Вскоре, из-за избыточного внимания к своей персоне, Иван Яковлевич ушёл жить в лес, где крестьяне построили ему избушку.
В Московскую психиатрическую больницу Корейша был помещён из-за двух проступков. В первом случае его пророчество расстроило свадьбу одного влиятельного столичного чиновника, а во втором Иван Яковлевич обличал власти Смоленска за растрату крупной суммы, выделенной казной для восстановления разрушенного войной 1812 года города. Всё это послужило поводом для заключения в тюрьму, где Корейша был освидетельствован как душевнобольной. Горожане восприняли заключение с негодованием, а поскольку психиатрических больниц в Смоленске не было, то юродивого отправили в Москву.
Буквально сразу по прибытии Ивана Яковлевича на новое место жительства, его посетил смотритель больницы с вопросом выживет ли его больная дочь, на что прорицатель дал положительный ответ. Девочка, больная корью, выздоровела. И так начался к Ивану Яковлевичу нескончаемый поток страждущих со всего города и окрестностей.
Осталось немало письменных свидетельств от очевидцев, доказывающих незаурядный дар Корейши. Как, впрочем, и свидетельств отталкивающей обстановки его быта, пророчеств и поступков:«Девушек он сажал к себе на колени и вертел их; пожилых женщин он обливал и обмазывал разными нечистотами, рвал им платья, дрался и ругался», «обеды и ужины (он все ест руками – будь это щи, или каша) и об себя обтираться, все это делает из его постели какую-то темногрязную массу, к которой трудно и подойти». Часто пророчества являли собой нечленораздельные и непонятные слова и словосочетания типа ««без працы не бенды кололацы», которые истолковывались произвольно.
Иван Яковлевич мешал скоромную пищу с постной и кормил своих посетителей с рук, которые никогда не мыл. Размешивал воду грязным пальцем и давал пить, оскорблял и мог ударить, а с возрастом перестал вставать с постели и все свои надобности справлял лёжа, поэтому санитары рассыпали под его ложем песок. Мыть и обихаживать себя он не давал.
И.Я. Корейша в психиатрической клинике
Когда в сентябре 1861 г. Иван Яковлевич на 77-ом году жизни умер, это стало большим потрясением для всей Москвы. В течение пяти дней, пока гроб стоял в церкви, к нему стекались толпы почитателей. Цветы, украшавшие гроб, утаскивались, тело то и дело обкладывалось ватой, которая потом сберегалась, как освящённая. Даже пропитанный нечистотами песок из-под ложа блаженного Корейши продавался так успешно и так был востребован, что сторожам больницы пришлось самостоятельно наладить его производство, дабы утолить жажду почитателей.
В день похорон шёл дождь, но народ падал ниц перед гробом в самую грязь, вой и плач стоял невероятный. Все стремились прикоснуться к священному гробу, и некоторые даже умудрились выгрызть и отломить от него щепы, не говоря уже об убранстве. Гроб был опущен в отделанную камнем могилу наподобие склепа и зарыт землёй на кладбище церкви пророка Илии в Черкизове (ул. Большая Черкизовская д.17). Так закончился бренный путь знаменитейшего юродивого и пророка современности Ивана Яковлевича Корейши.
Несмотря на снисходительное отношение со стороны православной церкви и почитание в народе святым, Иван Яковлевич не был канонизирован в лике юродивых, а так и остался московской легендой и знаменитостью, которую прекрасно помнят по сей день. Всё это видно по сегодняшнему состоянию его могилы.
Могила Корейши в ограде храма Пророка Божия Илии в Черкизово (Большая Черкизовская, 17)