Сальвадор Дали

Прoсмoтрoв:
586
Кoммeнтaриeв:

Сaльвaдoр Дaли – пoжaлуй, пoслeдний вeликий живoписeц XX вeкa… Эпaтaжный и успeшный xудoжник, oдин из стoлпoв “мaссoвoй культуры”, икoнa Сюррeaлизмa.
В этом посте приведены наиболее значимые работы мастера с ранних работ до периода творческой зрелости и принёсших ему мировую известность.
Один из знаковых художников XX века, Сальвадор Дали когда-то заявил: “Сюрреализм – это Я”.
Мир текучей Реальности, галлюцинаций и сумасшедших снов… Погружайтесь!

Личность великого испанского художника Сальвадора Дали, как и у всех, формировалась в раннем детстве. Он и тогда смотрел на мир особенным – быть может, уже сюрреалистическим? – взглядом и видел вокруг… парадоксы и противоречия. Его мама верила в Бога, а отец категорически Его отрицал. Он был назван Сальвадором, и этим же именем звали отца. А ещё и брата, который умер малышом. Будущий художник говорил, что чувствовал себя… отголоском прошлого, неким двойником! Может, поэтому и хотелось ему стать ни на кого не похожим? В чём он и преуспел.
Сальвадор скверно учился в школе, зато лучше всех рисовал, и в 14 лет случилась его первая выставка. В книге “Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим” художник делится воспоминаниями: рассказал он и о том, как пытался наладить контакт с товарищами. Правда, способ добиться этого выбрал, мягко говоря, нестандартный: кричал, вопил, топал ногами… Словом, изо всех сил старался выделиться из общего ряда. Была в книге история о том, как он ненавидел кузнечиков, а его товарищи, с которыми он никак не мог найти понимания, совали ему их за шиворот…
Сальвадор поступил в Академию изобразительных искусств в Мадриде. Ему не нравилось там учиться, и он дерзко заявлял, что ему надо бы преподавать изобразительное искусство… своим учителям! Но из Мадрида не уезжал: тут он встретил двух замечательных людей, дружбу с которыми невероятно ценил: это были поэт Федерико Гарсиа Лорка и кинорежиссёр Луис Бунюэль. Он снялся в сюрреалистическом фильме Бунюэля и уже с тех пор официально звал себя “сюрреалистом”.
Может, за это исключительное право называть себя и сюрреалистом, и великим, он был исключён из Академии с шокирующей формулировкой “без права на восстановление”! Так отозвалось Сальвадору пренебрежительное отношение к преподавателям. А творческие дела художника шли замечательно! Однажды выставку его работ посетил Пабло Пикассо. Он долго стоял у полотен Сальвадора, молча вглядываясь в них… Их будет связывать дружба, и принятие старшим товарищем творческих экспериментов молодого художника мотивировало Дали на дальнейшие поиски своего стиля.
Была и ещё одна судьбоносная встреча: тогда он обрёл свою музу. Ею стала Гала – русская женщина Елена Дмитриевна Дьяконова. Они стали жить вместе, и Гала во многом ему помогала. Правда, вела она себя несколько, что ли, свободно – не всегда была верной мужу. Однако художник её прощал, считая “своей судьбой”.
Жил он и в Италии, где, познакомившись с работами мастеров эпохи Возрождения, вдруг по-новому посмотрел на свои работы. На некоторое время он совсем забыл обо всех своих сюрреалистических пристрастиях! И тогда сюрреалисты его из общества… изгнали! Говорят, именно тогда он и сказал знаменитую на весь мир фразу: “Сюрреализм – это Я!”
Художник будет жить в США, где его творческие и житейские дела быстро пойдут в гору. Разошлась его книга с автобиографией, и Сальвадор несказанно этим гордился, сочтя это за знак: его знают, любят, принимают. Но были и предательские выпады: так, бывший товарищ написал о нём статью, которую назвал “Гребущий доллары”. Но художнику это нисколько не повредило: интерес к его творчеству только возрос.
Спустя семь лет Дали вернулся в Европу, обосновавшись в Испании, в средиземноморской деревушке Порт-Льигате. Его выставкам не было конца – художник и сам не знал, сколько их прошло на самом деле. Одну всё же запомнил: тогда он был преисполнен гордости за себя и своё экстравагантное творчество. Это была выставка в галерее Тейт, самом крупном художественном музее Великобритании. Блистательную экспозицию его полотен посмотрело немыслимое количество человек – 250 миллионов! Наверное, тут он вздохнул с облегчением, осознав, что не зря прожил свою жизнь. Его любят, знают, ценят, интерес к нему не угасает, а день ото дня растёт. Для художника это самое главное! Он, наверное, и сам не смог сказать, в чём особенность его стиля. “Гениальность и сумасшествие”, которые, переплетаясь, образовывали “немыслимые образы, странные видения”, волновали зрителей. Они понимали, что хотел сказать художник. Сам Дали, оценивая своё творчество, был, как всегда, парадоксален, говоря, что “единственное различие между сумасшедшим и им самим состоит в том, что он таковым не является”.


Мягкий автопортрет с жареным беконом
1941


Автопортрет в мастерской
Около 1918


Автопортрет с рафаэлевой шеей
Около 1921


Улыбающаяся Венера
Около 1921


Пуристический натюрморт
1924


Пьеро играет на гитаре
1925


Отправление. Дань новостной ленте
1926


Неокубическая композиция с тремя фигурами
1926


Арлекин
1926

Натюрморт в лунном свете
1926


Натюрморт в сиреневом лунном свете
1926


Аппарат и рука
1927


Тщетные усилия
1927-1928


Тлеющий осёл
1928

Имперский монумент женщине-ребёнку
1929


Загадка желания. Моя мама
1929


Человек-невидимка
1929-1932


Портрет Поля Элюара
1929


Освещённые удовольствия
1929


Мрачная игра
1929


Великий мастурбатор
1929


Вильгельм Телль
1930


Угрызения совести (Сфинкс в песке)
1931


Постоянство памяти
1931


Галлюцинация. Шесть образов Ленина на рояле
1931


Призрачная телега
1933


Портрет Галы с двумя бараньими отбивными, балансирующими на её плече
Около 1934


Археологическое воспоминание “Анжелюса” Милле
Около 1934


Отлучение мебели-питания
1934


Загадочные элементы в ландшафте
1934


Призрак сексуальной привлекательности
Около 1934


Женщина с головой из роз
1935


Параноидально-критическое одиночество
1935


Великий параноик
1936


Мягкая конструкция с варёной фасолью (Предчувствие гражданской войны
1936


Осенний каннибализм
Около 1936


Антропоморфный комод
1936


Жираф в огне
Около 1937


Сон
Около 1937


Лебеди, отражающиеся в слонах
1937


Метаморфоза Нарцисса
1937


Испания
1938


Явление лица и вазы с фруктами на пляже
1938


Впечатление от Африки
Около 1938


Бесконечная загадка
1938


Невидимая афганская борзая на пляже и призрак лица Гарсиа Лорки в форме вазы для фруктов с тремя фигами
Около 1938


Невольничий рынок с явлением невидимого бюста Вольтера
1940


Вечерний паук сулит надежду
1940


Лик войны
1940


Овцы
1942


Геополитический ребёнок, наблюдающий рождение Нового человека
1943


Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения
Около 1944


Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой
1945


Галарина
1945


Нос Наполеона, превратившийся в беременную женщину, с меланхолией прогуливается собственной тенью среди своеобразных развалин
1945


Искушение святого Антония
1946


Портрет Пабло Пикассо в XXI веке
1947


Дематериализация вблизи носа Нерона
1947


Слоны
1948


Атомная Леда
1947-1949


Мадонна Порт-Льигат
Около 1950


Христос святого Иоанна Крестителя
1951


Гиперкубический Христос
Около 1954


Сферическая Галатея
1952


Взрывающаяся голова Рафаэля
1951


Ультрамариново-корпускулярное Вознесение Богоматери
1952


Распад постоянства памяти
1952-1954


Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, наделённая лицом Галы. Фрагмент.
Около 1954


Содомское самоудовлетворение невинной девы
1954


Тайная вечеря
1955


Пьета
1958


Сантьяго эль Гранде
Около 1957


Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба
1958


Вселенский собор
Около 1960


Битва при Тетуане (Дань уважения Мариано Фортуни)
1962


Галюциногенный тореодор
1970


Ловля тунца
1966-1967