Роботизированный комплекс » Клин-1″

Прoсмoтрoв:
254
Кoммeнтaриeв:
1

Oднoй из глaвныx прoблeм при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, была необходимость работы в зонах не позволяющих безопасно находится персоналу на территории этих зон, даже, при нахождении в защищенной от радиоактивного излучения, технике.

Именно эта особенность обусловила необходимость создания особой техники, которая могла работать дистанционно, без непосредственного участия человека.

Разработка такой техники была поручена ВНИИ-100 (ныне ОАО «ВНИИТрансмаш»). Группой конструкторов под руководством первого заместителя ВНИИ-100 по научной работе Потёмкина Э.К. и главного конструктора ВНИИ-100 Костенко Ю.П. в рекордно короткий срок (44 дня) был спроектирован роботизированный комплекс «Клин-1″. 8 июля 1986 года данный комплекс был отправлен в зону ликвидации работ на ЧАЭС.

Комплекс «Клин-1″ состоял из двух машин: машины робота (Объект 032) и машины управления (Объект 033).

Машина-робот (Объект 032), занималась расчисткой завалов и сбором радиоактивных обломков и отходов. Создана на базе инженерной машины разграждения ИМР-2. Рабочим оборудованием машины были: отвал, комплект манипуляторов, аппаратура поиска высокоактивных источников излучения.

Машина была оборудована системой телевизионных передатчиков «Рутан-Д», позволяющей передавать изображение обстановки в зоне работ на машину управления. Управление роботом велось экипажем машины управления при помощи радиоканала связи. Максимальная допустимая удаленность робота от машины управления — 200м. Вес машины, по сравнению с базовым ИМР-2, увеличился с 44, 5 тонны до 49,6 тонны.

Машина управления (Объект 033) была создана для управления машиной-роботом, а также для разведки местности и эвакуации поломанной техники. В качестве основы для машины было взято шасси ИМР-2 (изделие 637). Экипаж машины — 2 человека. Конструктивно машина состояла из двух отсеков. В переднем (рабочем) отсеке размещался экипаж машины, состоявший из механика-водителя и оператора, а также вся необходимая аппаратура наблюдения и управления машиной.

Задний отсек представлял собой пространство, в котором экипаж снимал грязную одежду и переодевался в чистую, перед в ходом в рабочий отсек. Разделение машины на отсеки позволило защитить рабочие места машины от заноса радиоактивной грязи и пыли извне. Аппаратура наблюдения и управления роботом-машиной была представлена комплексом «Янтарь-А. Машина снабжалась ФВУ, а также системой защиты двигателя от радиационного загрязнения.

Объект 033 был защищен особой освинцованной бронёй, которая дала защиту от радиации в 8500 крат. Дополнительно машина управления была оснащена автосцепом. Вес машины управления — 46,8 тонны.

Комплекс «Клин-1″ был приписан и использовался управлением инженерными войсками (в/ч 52684). Экипаж машины состоял из опытных офицеров этой части. Техническое обеспечение комплекса обеспечивали работники ВНИИ-100. Роботизированный комплекс «Клин-1″ с большим успехом применялся на ЛПА, в частности, им были расчищены территория бывшей водородной станции 4 энергоблока ЧАЭС для площадки крана DEMAG.

Также, «Клин-1″ применялся при расчистке территории бывшего Рыжего леса и станции Янов. После завершения эксплуатации, роботизированный комплекс «Клин-1″ был оставлен на территории пункта захоронения ядерных отходов «Буряковка».