Прoсмoтрoв:
68
Кoммeнтaриeв:
Рeфoрмa 1861 гoдa, «oсвoбoждeниe» крeстьян пoвeли к быстрому развитию капитализма. Вслед за «мануфактурой» Прохоровых возникли «мануфактуры» Коншиных, Гучковых, Морозовых, Ции- деля. В Москве основаны и металлургические заводы — братьев Бромлей (в 1857 году), позднее Гужон (позже «Серп и молот»). Развитие железнодорожного сообщения привело к основанию Коломенского паровозостроительного завода. Эпоха строительства железных дорог, спекулятивный азарт, охвативший дельцов, заводчиков, банковских деятелей, новоявленных богатеев, отображен в произведениях Некрасова, Салтыкова-Щедрина. «Железная дорога» Некрасова, проникновенные, бичующие строфы этого произведения были на устах у молодежи, у либеральных демократических кругов того времени. Некрасов видел, какие муки, лишения претерпевал народ, бессовестно эксплуатируемый варварским российским капитализмом. Щедрин клеймил грабивших русский народ Колупаевых, Разуваевых, Деруновых. «Москва, которая впервые собрала Русь… теперь собирает «червонных валетов», писал Щедрин о героях скандального процесса банковских воротил в Москве.
Старозаветные купцы Замоскворечья, быт купеческих особняков, выведенные на сцену драматургом А. Н. Островским, долговая тюрьма, «яма», описанная Достоевским, постепенно отходили в прошлое. «Покровские воры», «червонные валеты» благополучно уезжали с капиталами за границу. «Бородатые миллионеры» брили бороды и сменяли поддевки на сюртуки и пиджаки. Коноваловы, Крестовниковы, Рябушинские строили особняки в духе английской готики и итальянского Возрождения, заседали в правлениях банков, в Биржевом комитете, городской думе. Однако в среде купечества были и искренние ценители и знатоки искусств. Василий Петрович Боткин, происходивший из купцов, был другом Белинского и Грановского, ездил в Испанию, написал о своей поездке ценную книгу. Павел Третьяков, Савва Морозов, Савва Мамонтов с честью послужили русскому искусству: Третьяков основал знаменитую картинную галерею — собрание русской живописи, Савва Морозов был одним из основателей Художественного театра, Савва Мамонтов сделал много для прославления русского оперного искусства. Наконец Алексеев-Станиславский был замечательным реформатором русского театра.
Хозяином старой Москвы была городская дума. «Отцы города», гласные думы, не отличались особой отзывчивостью. Основатели Художественного театра К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, задумав основать общедоступный театр, обратились в думу за материальной помощью. Дума обсуждала годы этот сложный вопрос и отклонила просьбу. В 1906 году ремесленники, проживавшие в «Рогожской части», просили городскую думу устроить постоянное гулянье на пустопорожней земле в районе части. Им было отказано. Сейчас на этом месте — Дворец культуры Автозавода имени Сталина. Полярный исследователь лейтенант Седов, позднее погибший в Арктике, просил у думы субсидию на организацию экспедиции к полюсу. Дума отказала. И это понятно, если принять во внимание состав думских гласных и количество их избирателей. В 1904 году на выборах в городскую думу участвовало 1 838 человек, в 1912 году — 9 431 человек, — это в то время, когда население Москвы насчитывало более миллиона жителей. Избирателями в старой Москве были только крупные домовладельцы, фабриканты, купцы, банковские воротилы.
Царское правительство не видело в том беды, если печать поругивала и высмеивала городскую думу, — это компрометировало идею городского самоуправления. Впрочем, было за что ругать городскую думу. Газеты, иллюстрированные журналы того времени полны злыми фельетонами, карикатурами на городскую думу. Московская «конка» была привычной темой для острот. Молодой Чехов в «Будильнике», под псевдонимом Антоша Чехонте, писал:«Конно-железная, или попросту называемая конно-лошадиная, дорога состоит из нутра, верхотуры и конно-железных правил… Скорость равна отрицательной величине, изредка нулю и по большим праздникам двум вершкам в час». Трамвай появился в Москве в 1903 году и до 1913 года мирно уживался в улицах Москвы с конкой. Метрополитен в Лондоне существует с 1860 года, конка появилась в Москве только через 12 лет — в 1872 году. Иностранные фирмы предлагали городской думе строить метро, но дума упорно отклоняла эти предложения. Даже первые автомобили, появившиеся в Москве в 1907 году, вызвали дебаты в думе, — предполагалось вообще запретить езду по городу на автомобилях.
Основным видом транспорта были извозчики легковые и ломовые. В 1904 году в Москве насчитывалось 22 667 легковых и 19 115 ломовых извозчиков. Извозчики известны в Москве с древнейших времен. В 1678 году иностранец-путешественник Таннер заметил: «У москвитян большая езда из одной части города в другую, чем и кормится множество не знающих никакого другого промысла извозчиков». Учившийся в Москве в двадцатых годах прошлого века знаменитый хирург Н. И. Пирогов вспоминал «теперь не существующий род извозчиков, возниц, перетаскивающих человеческие телеса на дровнях — «водочках». Зато позднее в Москве появились так называемые «гитары», «калибры», «петушки», «линейки». Средняя ширина московских улиц составляла 10 метров; узкие улицы не слишком затрудняли москвичей: пока единственным, а позднее главным видом транспорта оставался лошадиный транспорт.