Прославленные федоскинские миниатюры: как начинались и за что ценятся

Прoсмoтрoв:
86
Кoммeнтaриeв:

Рoссия слaвится нe тoлькo своими матрешками, платками и Гжелью, но и потрясающими традиционными лаковыми миниатюрами. Известны четыре школы такой утонченной росписи: Палех, Мстёра, Федоскино и Холуй. Самой старинной является – Федоскино, основанная в XVIII веке. Художники, которые создавали эти миниатюры, проходили обучение в Строгановском училище и брали пример с мастеров эпохи Возрождения. Их произведения, как и много лет назад, поражают своей красотой и неповторимостью.

Коробочки для федоскинской росписи, делают вовсе не из дерева, а из папье-маше. Это, как помните, особенная техника послойного изготовления прочного материала из бумаги или картона. Поэтому, чтобы распознать подделку, достаточно легонько постучать по шкатулке: у оригинального изделия звук немного глуховатый.

В конце XVIII века купец Пётр Коробов открыл производство из папье-маше козырьков для военных, в подмосковном селе Федоскино. После посещения немецкой фабрики Штобвассера, Коробов решил, что пора бы начать изготавливать и другую продукцию. Он пригласил в Россию иноземных специалистов для обучения работавших на подмосковном производстве.

Из папье-маше стали клеить много новых изделий: коробочки, шкатулки и табакерки: на них первое время наклеивали разные картинки.

А вот с 1814 года продукцию завода расписывают вручную. Настоящим произведением искусства она стала после того, как фабрика перешла к зятю Коробова, купцу Лукутину. Тот решил поднять качество росписи на самый высокий уровень, и совсем скоро федоскинская фабрика получила право ставить на свою продукцию герб Российской империи.

На миниатюрах изображали отечественные пейзажи, сюжеты русских народных сказок, события деревенской жизни и даже копии картин знаменитых русских художников. Но визитной карточкой федоскинских мастеров считают русскую тройку.

Несмотря на то, что шкатулки изготавливают из папье-маше, они прочнее деревянных. Картон послойно наматывают на основу и проклеивают, после этого изделие прессуют, сушат, вымачивают в льняном масле и ещё раз сушат. На продукцию, сделанную по такой технологии, дают гарантию не менее 100 лет.

Сегодня роспись шкатулок происходит в несколько этапов. Только федоскинские мастера используют масляные краски, а не яичную темперу, как другие школы. Самая нижняя основа – это золотая или серебряная фольга, а иногда даже перламутр.

Расписывают изделия послойно, количество слоёв достигает иногда двадцати, между ними ещё происходит лакировка. Все слои обязательно сушат, а если необходимо шлифуют.

На изготовление одной шкатулки уходит от 4 до 6 месяцев. И каждой присваивается индивидуальный номер, занесенный в протокол художественного совета.

На изделие выдается обязательный сертификат подлинности с подписью художника. Словосочетание «авторская работа» предполагает, что эта работа выполнена самим автором того сюжета, который изображен на шкатулке. Обычно работа федоскинского мастера подписывается автором в следующем порядке: Федоскино. Год выпуска. Название сюжета. Автор: подпись.

Если это копия, то подпись будет следующая: Федоскино. Год выпуска. Название сюжета (не обязательно). Исп. (не обязательно) подпись.

С 1945 года при федоскинском производстве открыта мастерская, где учёные работают над изучением и восстановлением древних техник, проводят мастер-классы и обучение росписи мастеров.

Работает в Федоскино и музей лаковой миниатюры: здесь можно полюбоваться на две тысячи работ федоскинских мастеров — с конца XVIII века до наших дней.