Присягнувшие тьме. И у пещер есть глаза…

Прoсмoтрoв:
218
Кoммeнтaриeв:

Этo нaзвaниe пoдoшлo бы для фильмa, снятoгo прo oднoгo из сaмыx oмeрзитeльныx убийц в истoрии Шoтлaндии — Aлeксaндрa Сoуни Бинa. Вмeстe со своим кланом этот преступник отправил на тот свет более тысячи человек.

Это название подошло бы для фильма, снятого про одного из самых омерзительных убийц в истории Шотландии — Александра Соуни Бина. Вместе со своим кланом этот преступник отправил на тот свет более тысячи человек. Причем жертв не только убивали, но и ели. Чуть более десяти лет назад вышел фильм с почти идентичным названием – «И у холмов есть глаза». История про американскую семью каннибалов, живущую в зоне ядерных испытаний, местами перекликается с судьбой Бина. Поскольку режиссер «холмов» черпал вдохновение как раз из легенды о кровожадном шотландце.

Особый путь

Когда жил Соуни Бин и его клан, до сих пор точно не установлено. То ли в 15-м веке, то ли в 16-м. Вообще, в истории шотландского каннибала много нестыковок и противоречий.

По легендам, он был выходцем из семьи бедняков. Его отец занимался копанием каналов и траншей, а мать стригла изгороди. Постоянная нехватка денег, низкий статус и отсутствие хоть какого-либо образования наложили характерный отпечаток на Соуни. Он был грубым, замкнутым и агрессивным. Работать за гроши, как родители, Бин не захотел. Поэтому решил идти своим путем. Компанию ему составила женщина, схожая по темпераменту. В некоторых легендах ее вообще называли ведьмой и приписывали связь с нечистой силой.

Парочка ушла из родных мест и поселилась в пещере у Беннан-Хэд, неподолёку от города Баллантрэ. С населением ближайших деревень не общались. Вели скрытный образ жизни, стараясь не попадаться другим людям на глаза. Та пещера стала для семейства Бинов пристанищем на последующие 25 лет.

Вскоре остро встал вопрос пропитания. Соуни и его жена нашли, скажем так, нетривиальный подход к решению этой проблемы – стали убийцами и каннибалами. Недалеко от их пещеры проходила дорога. И хоть она не являлась оживленной, все же путников на ней хватало. Бины орудовали чаще всего ночью. Нападали на жертву, убивали ее и относили к себе в пещеру. И уже там готовили из нее блюда. Днем же они старались не выходить из своей «мясной лавки».

Суеверный страх.

Со временем семейство Бинов начало увеличиваться. Требовалось больше еды. Соответственно, все чаще и чаще семейка стала выходить на охоту. Большое количество необъяснимых исчезновений не на шутку обеспокоило власти Баллантрэ. Несколько раз они организовывали розыскные мероприятия, но все попытки докопаться до правды оборачивались провалом. Семейство Бинов надежно укрыло свое логово от посторонних глаз. Во-первых, вход они тщательно замаскировали. Во-вторых, во время приливов часть пещеры заполнялась водой. Из-за этого она считалась непригодной для жизни. Никто не мог даже подумать, что здесь может скрываться целый клан кровожадных каннибалов.

Когда количество членов семьи Бина перевалило за несколько десятков, они окончательно потеряли страх. Охота велась уже не только на одиноких путников. Стали исчезать группы людей, и не только по ночам.

Население деревень близ Баллантрэ погрузилось в пучину суеверного ужаса. Ходило множество разнообразных слухов, вплоть до того, что где-то поселилась нечистая сила. Усугубляли положение и омерзительные находки, которые стали попадаться рыбакам. То и дело они находили на берегу или в «свободном плавании» куски человеческих тел. Причем на некоторых из них были отчетливо видны следы зубов, опять же человеческих. Поползли жуткие байки о том, что в округе завелась не просто нечистая сила, а оборотень…

Однажды во время одной из облав на «дикого зверя» местные приблизились к пещере Бинов. Кто-то захотел ее все же проверить, несмотря на внешнюю непригодность для жизни. Но осуществить задуманное не получилось – помешал прилив.

Зато под горячую руку разгневанной толпы попали несколько ни в чем не повинных людей. Особенно сильно досталось владельцам близ лежащих таверн, поскольку зачастую именно они последними видели исчезнувших людей.

О кошмаре земель Баллантрэ узнал король Яков VI Шотландский (он же – Яков I Английский). Он, если верить легендам, решил лично проконтролировать ход расследования. Особенно сильное впечатление на монарха произвели рассказы о найденных на берегу и в воде человеческих останков. Началась охота на то ли зверя, то ли оборотня, то ли бандитов по всей территории, примыкающей к Баллантрэ. Поиски вели несколько сотен солдат с легавыми собаками. Но и им ничего не удалось обнаружить. В конце концов, пообщавшись с запуганными местными жителями, солдаты узнали о странном и нелюдимом отшельнике, живущем «где-то в скалах на побережье». Это информацию донесли до короля Якова. Он приказал разузнать как можно больше об этом человеке. И вскоре, как по заказу, Соуни допустил ошибку.

Охота на хищников.

Как-то Бин со своей семьей решил пополнить запасы «провизии». Ночью они подкараулили семейную пару, передвигающуюся на лошади. Те задержались на ярмарке в одной из деревень, поэтому были вынуждены возвращаться домой затемно. За долгие годы каннибалы привыкли к тому, что жертвы практически не оказывали им сопротивления. Но в этот раз удача от них отвернулась. Мужчина оказался не просто вооруженным, а опытным воином, поэтому принял бой. Правда, в самом начале схватки кто-то из клана Бина застрелил его жену.

Мужчина бился до последнего. И каннибалы не смогли одолеть его – помешала большая компания людей, возвращавшаяся все с той же ярмарки. Бин приказал своему клану отступить.

Есть и еще одна версия. В ней говорится, что звук выстрела привлек стражников. Они бросились в погоню за людоедами, но потеряли их след возле многочисленных пещер на побережье. Однако и этой зацепки было достаточно. Яков и его солдаты узнали, где нужно хотя бы ориентировочно искать преступников. До этого монарх и его советники склонялись к тому, что «оборотень», «дьявол» или простые бандиты приплывают по морю, а после убийства на лодках скрываются в неизвестном направлении.

И вновь сотни вооруженных до зубов солдат, своры легавых собак. Вскоре пещера каннибалов была найдена. По одной из легенд монарх вместе с солдатами отправился на поимку людоедов. А когда он очутился в логове, от увиденной кучи недоеденных человеческих останков ему стало плохо. Было обнаружено и большое количество одежды, драгоценностей и денег. Все эти сокровища каннибалы сваливали в большие кучи, не понимая их ценности.

Но самое ужасное ждало короля и солдат дальше. В глубине разветвленной пещеры они обнаружили несколько десятков человек разного возраста. Особенно много было детей. Но все они, как на подбор, являлись уродливыми и слабоумными. Как выяснилось позже, никакой еды кроме человечины они в своей жизни не пробовали. А уродство и слабоумие стало результатом инцеста.

Всего в разветвленной системе пещер солдаты обнаружили 48 представителей клана Бин. А в самых дальних и холодных «комнатах» они нашли человеческие тела, подвешенные на крюки, словно это туши животных.


Интересно вот еще что: Бины до последнего не понимали, за что их арестовали. Для них каннибализм был вполне обычным занятием, не относящимся к категории запрещенных.

Жестокая расплата.

Король распорядился арестовать клан людоедов и отправить в тюрьму Толбут, находящуюся в Эдинбурге. Вскоре Бинов для формальности допросили и приговорили к смертной казни. Причем в самых жестоких ее проявлениях. Так, например, каннибалов-мужчин четвертовали и оставили умирать от потери крови. С женщинами обошлись не менее жестоко – их сожгли. Так с Бинами расправились для того, чтобы последние минуты их жизни превратились в ад и принесли каннибалам как можно больше страданий. А вот что стало с детьми, точно неизвестно. По одной из версий их тоже сожгли. Кстати, четвертованных мужчин, когда они испустили дух, так же отправили на костер.

Кстати, в клане Бинов была ещё одна девушка, сорок девятая. Но она каким-то образом сумела сбежать от своих «своеобразных» родственников в поселение Гирван. Там она начала вести обычную жизнь, сменила имя и вскоре вышла замуж. В городке ее приняли хорошо. И вскоре девушка стала знаменитостью – она посадила «волосатое дерево», которое считалось местной достопримечательностью.


Но когда клан Бинов был арестован, народ каким-то образом узнал, что девушка – их самая ближайшая родственница. Ничто не могло спасти ее от праведного гнева горожан. Люди схватили ее и устроили самосуд, повесив на том же «волосатом дереве».

Легенды о каннибале.

Ориентировочно в 18 веке появилось творение «Грабители и убийцы: история Сони Бина и его семьи». Вообще, истории о Бине то и дело всплывали в Англии даже спустя много лет после его казни. Многие из них затем оказались на страницах «Ньюгейтском справочнике», составленного в 70-х годах 18-го века.

Особым успехом пользовалась книга Томаса Пекетта Преста «Сони Бин, мидлотианский людоед». В своем творении автор постарался в мельчайших подробностях описать все подробности кровавой жизни каннибалов.

Но вот что странно. Упоминания о Бине не встречаются в сборнике «Старинные уголовные судебные процессы 1494–1624 гг. в Шотландии», составленного Питкерном. Хотя именно эта книга считается главным пособием по шотландской юриспруденции того времени. По мнению некоторых исследователей, Александр Бин жил позже, поэтому его и не упомянул Питкерн.

А Уильям Рафхэд, автор-составитель книги «Знаменитые британские уголовные процессы» (издана в 1933 году) также обошел тему Бина стороной. Хотя известно, что он хотел включить историю о каннибалах в книгу. Остановило Рафхэда отсутствие документов. Правда, в газете «Юридическое обозрение» он все-таки опубликовал статью о клане каннибалов в том же 1933 году.

Поскольку о Бине и его семье сохранились лишь легенды и народные страшилки, некоторые историки считают, что их никогда и не существовало. А все это – банальная английская пропаганда, направленная против Шотландии. И все эти легенды сочинили некие авторы по заказу после поражения армии якобитов в 1746 году при Каллодене. Сделано это было для того, чтобы выставить шотландцев (а значит, и якобитов) в глазах простых англичан дикими варварами, не гнушавшимися даже каннибализмом. Соответственно, англичане, стоявшие на более высокой ступени развития, просто обязаны были окультурить дикарей. В общем, события разворачивались по тому же сценарию, как некогда в Ирландии.


Но опять же — никаких документов, подтверждавших факт антишотландской пропаганды, нет. Зато точно известно: каннибализм в Шотландии того времени не являлся чем-то удивительным. Дело в том, что многочисленные деревушки были разбросаны по большой территории и с наступлением зимы становились отрезанными от остального мира. В суровое время года с едой становилось туго, поэтому смерть от голода была привычной и обыденной. И иногда жители этих деревень погибшего человека не хоронили, а варили из него похлебку. Англичане прекрасно знали о такой особенности своих северных соседей. Поэтому вполне могли раздуть единичные случаи вынужденного каннибализма до масштабов Бина, съевшего более тысячи человек.

Образ Александра Соуни Бина стал неотъемлемой частью шотландского фольклора и туристической индустрии Эдинбурга.