Прoсмoтрoв:
717
Кoммeнтaриeв:
Вoпрeки рaспрoстрaнённoму мнeнию o том, что Т-34 является сугубо дизельным танком, на некоторых машинах стояли вполне себе бензиновые двигатели.
Так мало того, что бензиновые, это были переделанные авиационные двигатели М-17, которые на самом деле были лицензионной копией немецких BMW-6, доработанные нашим конструктором Александром Микулиным.
Об этом двигателе можно много говорить, ведь его в разных вариациях куда только не ставили. В интернете можно найти обсуждения его недостатков и преимуществ по сравнению с дизельным двигателем В-2, но мы затронем лишь вопрос, как этот двигатель попал на Т-34.
А история довольно проста. Летом 1941 года вышло постановление об увеличении выпуска танков Т-34, КВ и т.д., а так же танковых дизелей на 3-й и 4-й квартал 41 года. Этот документ предусматривал резкое увеличение выпуска танков заводами промышленности. Вскоре после начала войны создаётся государственный комитет обороны, принявший решение привлечь к производству Т-34 завод №112 Красное Сормово, которому на первых парах должны были помочь другие заводы, так как 112 завод до этого занимался судостроением. Но, что самое интересное, завод №112 сразу ориентировался на выпуск танков Т-34 с карбюраторным двигателем, тем самым бензиновым М-17.
Почему же так произошло? Из-за дефицита дизельных двигателей В-2, которые производились на Харьковском заводе №75. За первое полугодие это предприятие изготовило чуть больше 2 тысяч В-2 всех типов, не только для Т-34, поэтому если мы с вами обратимся к первому постановлению гос. комитета обороны, который был посвящён организации производства Т-34 в Сормово, то увидим, что к 10 августа требовалось закончить испытания М-17 на газойле, приступить к производству М-17 в цехе авиамоторов ГАЗ, а наркомсудпрому, к которому относилось Красное Сормово разрешить устанавливать на танках Т-34 двигатель М-17.
По всем складам начались спешные поиски этих движков М-17 для установки на Т-34, ведь они уже не производились. А 7 июля вышел приказ №300, обязывающий 183-й Харьковский завод в 15-и дневный срок отработать установку мотора М-17 на танк Т-34. Однако, в реальности всё обстояло не так гладко. Из Харьковского завода пришёл отчёт, что мотор при работе в танке сильно перегревался, температура масла доходила до 125 градусов. Конструкторы даже пытались перевести М-17 на дизельное топливо, но испытания показали неудовлетворительную работу движка на дизеле.
Вся эта спешка с приспособлением М-17 была обусловлена именно подготовкой к выпуску танков на заводе Красное Сормово, куда пришло лишь 5 дизельных движков. В итоге, рабочих со 183 Харьковского завода откомандировали в Горький для продолжения работ по доводке М-17 для Т-34. Именно возникшие вопросы с установкой этого двигателя были главной проблемой и задачей для Красного Сормово. С производством новых моторов на Горьковском заводе тоже возникали трудности, на ГАЗе добились только капремонта или сборке из уже имевшихся деталей с минимумом изготовления новых.
Ситуация можно сказать была безвыходной, но в конечном счёте на танки удалось поставить бензиновые М-17. Да даже Сталинградский тракторный завод в октябре сдал 15 танков Т-34 с М-17Т, в ноябре 85, а в декабре 109 танков. СТЗ продолжал выпускать бензиновые Т-34 вплоть до марта 1942 года. Большинство же танков из Красного Сормово 41 года были оснащены именно бензиновыми двигателями.
Оснащение Т-34 движками М-17 конечно ухудшило боевые характеристики машины, но зато позволило не снижать выпуск. Ситуация исправилась только к марту 1942 года, когда Челябинский и Кировский заводы начали отгружать дизельные движки в достаточных количествах, что позволило прекратить установку М-17 на Т-34.