Популярные советские дизайн-решения XX века

Прoсмoтрoв:
324
Кoммeнтaриeв:
1

Сoвeтскиe xудoжники, учeныe и aрxитeктoры нaxoдились в пoстoяннoм пoискe нoвыx фoрм и сoздaвaли прoeкты, кoтoрыe измeнили (или мoгли бы измeнить) будущee. Oт концепции «перспективного такси» и универсальной одежды до аналога «умных часов» и Google Glass — Esquire совместно с приглашенным экспертом международного конкурса Lexus Design Award и директором Московского Музея Дизайна Александрой Саньковой рассказывает, что занимало лучшие умы прошлого столетия.

1. Белый сервиз Малевича

Знаменитый художник создал модель чайника и кружек к нему, представлявших собой необычную комбинацию геометрических фигур. Малевич всю жизнь занимался поиском новых форм, и его модернистский чайный сервис был поистине революционным: он хотел изменить представление о том, как могут выглядеть бытовые вещи.

После Октябрьской революции Императорский фарфоровый завод (ЛФЗ) начал производить фарфор «революционный по содержанию, совершенный по форме и безупречный по техническому исполнению». К сотрудничеству привлекали художников-авангардистов.

Сервиз, выполненный по эскизам Казимира Малевича, основоположника супрематизма, — пример реализации авангардистских идей в функциональных предметах: вместо традиционным форм чашек — упрощенные полусферы с прямоугольными ручками, вместо яркой росписи — белый цвет.

Посуда Малевича не была удобной, но практичность не входила в его задачи. Как говорит сам художник: «Это не чайник, но идея чайника». Такие необычные сервизы производят на Императорском заводе до сих пор.

2. Фотомонтаж

После революции художники авангарда нашли новый убедительный способ отображения реальности — фотомонтаж. Он стал главным инструментом пропаганды в печатных изданиях, плакатах и для оформления государственных праздников. В Советском союзе плакаты и изображение с применением техники фотомонтажа стали мощным инструментом политической агитации и пропаганды.

Фотомонтаж стал одним из самых популярных жанров изобразительного искусства у художников-авангардистов, которые считали, что в отличие от обычной фотографии, передающей статичный момент, техника фотомонтажа позволяет показать явления в динамике, раскрыть сюжет.

«Для агитационного искусства понадобилась реалистическая изобразительность, созданная максимально высокой техникой и обладающая графической четкостью и остротой впечатления. Старые виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, гравюра) оказались недостаточными по своей отсталой технике и методам работы, чтобы удовлетворять массовые агитпотребности революции», — писал в своей статье один из первых основоположников художественного фотомонтажа Густав Клуцис.

Фотомонтажи стали появляться в 1920-х годах, но первое признание получили в 1924 году, когда вышел ленинский номер журнала «Молодая гвардия» с цветными вкладками. В нем были опубликованы фотомонтажи Густава Клуциса, Александра Родченко и Сергея Сенькина.

3. «Рабочий клуб» Родченко

Конструктивистский интерьер Родченко был показан на Всемирной выставке в Париже в 1925 году — это была первая крупная международная выставка, в которой принял участие Советский союз. Родченко создал многофункциональное пространство, отражающее идеалы нового общества, устремленного в будущее.

Архитектором Советского павильона на парижской выставке 1925 года был один из лидеров конструктивизма Константин Мельников, а Родченко был главным художником экспозиции. Его «Рабочий клуб» — не просто комната, оформленная в конструктивистском стиле, а пространство, в котором советские рабочие могли бы обмениваться мнениями, выступать с речами, заниматься самообразованием, играть в шахматы и т. д. Проект по задумке художника должен был отражать идеалы нового общества, динамичного и устремленного в будущее.

Мебель «Рабочего клуба» была сделана по канонам многофункциональности, поэтому один предмет не занимал много места и мог запросто «трансформироваться» в другой. Например, раскладная трибуна могла быть и местом для лекций, выступлений, театрализованных вечеров, а шахматный столик в целях экономии места был устроен так, что игроки могли меняться цветом фигур, не вставая с мест (это делало возможным поворотная доска).

За свой проект Родченко получил серебряную медаль. После окончания Парижской выставки экспонат подарили коммунистической партии Франции, поэтому в России он никогда не выставлялся. Однако в 2008 году немецкие специалисты реконструировали клуб для своей выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм», а затем подарили реплику Третьяковской галерее за большой вклад в организацию выставок русского авангарда в музеях Европы.

4. Новая одежда

Советские художники-конструктивисты разрабатывали концепции новой повседневной одежды — максимально удобной, универсальной и функциональной.

«Удобство и целесообразность» — главные принципы, на которые опиралась советская художница-авангардистка Варвара Степанова в работе над своим проектом «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда». Вместе с коллегой Любовью Поповой они разработали новый тип костюма, приспособленного к профессии человека и лишенного всякой декоративной отделки. Вместо этого художницы стали делать упор на конструкцию одежды, а декоративную роль стали играть линии, швы, различные детали — канты, застежки, карманы.

В своей статье для журнала «ЛЕФ» 1923 года Степанова четко сформулировала свою идею: «В организации своевременного костюма надо идти от задания к его материальному оформлению. От особенностей работы, для которой он предназначен к системе покроя. Эстетические элементы заменить процессом производства самого шитья костюма. Поясню: не прикреплять к костюму украшения, а сами швы, необходимые в покрое, дают форму костюму».

Разработкой новой повседневной одежды занимался и знаменитый конструктивист Владимир Татлин, хотя этот факт и теряется на фоне его других достижений, в частности, грандиозного проекта Памятника III Интернационала. Концепция художника называлась «нормаль-одежда» — это были максимально универсальные, внесезонные (художник предусмотрел сменяемые подкладки на осень и зиму) и не подверженные модным течениям вещи, которые можно было носить в разных ситуациях.

Если проект прозодежды был реализован на театральной сцене в качестве рабочей одежды актера в Театре им. Мейерхольда, то идея нормаль-одежды Татлина так и не получила практического воплощения.

5. Светильник Абрама Дамского

Пожалуй, самый узнаваемый кольцевой светильник, который был установлен в каждой советской школе или общественном пространстве.

Абрам Исаакович Дамский был первым разработчиком типовых советских светильников, занимался «освещением» московского метро (светильники на станциях Таганская и Октябрьская кольцевой линии — его руки), сталинских высоток и правительственных учреждений.

Несмотря на значительный вклад в архитектуру и обширные научные труды (Дамский — автор многих трудов по вопросам искусственного освещения и цвета в интерьере и экстерьере), в первую очередь он запомнился как создатель светильника СК-300, который был установлен в каждой советской школе (его модифицированные версии потом использовали для освещения подъездов и устанавливались под козырьком).

Это был подвесной кольцевой светильник преимущественно отраженного светораспределения. Выпускался заводом «Электросвет» имени П. Н. Яблочкова (Москва).

6. Такси будущего

Сегодня такси стало привычным средством передвижения наряду с общественным транспортом, но задумываться над созданием комфортного и маневренного автомобиля для городских улиц стали гораздо раньше.

Над созданием «такси будущего» задумались еще в конце 1950-х годов. Идея переросла в проект «Перспективное такси», который разрабатывал Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) под руководством опытного конструктора и дизайнера Юрия Долматовского.

В начале 1960-х появился первый образец — с весьма скромными 50 лошадиными силами и максимальной скоростью 100 км/час, но довольно любопытной конструкцией и внешним видом. Так, в машине было предусмотрено место для багажа внутри салона, раздвижные двери с электрическим приводом, а кабинка водителя была огорожена специальной перегородкой (как в нью-йоркских такси!).

Всего было изготовлено два образца автомобиля; машина прошла все необходимые испытания и была зарегистрирована в качестве промышленного образца, но так и не была пущена в массовое производство.

Один из рабочих прототипов в течение месяца работал на московских улицах. По своему решению этот проект был удачнее предложенного десятилетие спустя знаменитым итальянским дизайнером Джорджетто Джуджаро. Но в массовое производство автомобиль выпущен не был. Тем не менее, он вполне может считаться «предшественником» запущенных в массовое производство почти 20 лет спустя минивэнов — одних их самых популярных типов автомобилей Европы и Америки.

И все же автомобиль успешно прошел все необходимые испытания, и даже удостоился золотой медали ВДНХ СССР, был зарегистрирован в качестве промышленного образца. В Министерство автомобильной промышленности с аргументированными письмами об ускорении выпуска автомобилей-такси обратились Министерство внешней торговли, Московский Совет.

7. Фотоаппарат «Зенит Е»

Самый массово выпускаемый и продаваемый фотоаппарат в СССР создал руководитель дизайн службы КМЗ Зенит Владимир Федорович Рунге.

Фотоаппарат «Зенит-Е» начали делать на Красногорском механическом заводе (КМЗ) в 1965 году и выпускали в течение 17 лет. В общей сложности на КМЗ было выпущено более трех миллионов экземпляров, но спрос был так велик, что в 1973 году производство «Зенитов» развернули на Оптико-механическом заводе в Вилейске (Белоруссия), где выпустили еще около пяти миллионов штук.

В основу «Зенита-Е» легла концепция «Зенита-3М», более простого и доступного устройства по сравнению с профессиональными моделями на базе «Зенита-4». «Зенит-Е» вобрал все лучшее от предшественников и стал еще лучше — камера первой из «Зенитов» получила подъемное зеркало постоянного визирования и встроенный экспонометр.

«Зенит-Е» имел невероятный успех не только в Советском союзе, но и за рубежом. Во многом этому способствовала простая конструкция фотоаппарата, высокая степень надежности и отличное качество съемки при разумной цене.

8. Компьютер СФИНКС Дмитрия Азрикана

Еще в 1980-х во ВНИИТЭ начали разрабатывать проект СФИНКС — по сути, это была аналог современного умного дома, разработанный в отделе перспективных разработок ВНИИТЭ под руководством Дмитрия Азрикана.

В 1987 году команда дизайнеров ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) под руководством Дмитрия Азрикана разработала концепцию компьютера СФИНКС.

По сути, это была компьютерная система, которая позволяла бы получать информацию от всех устройств жизнеобеспечения и интегрировать их в один комплекс. Это даже не столько прообраз «умного дома», сколько концепция экосистемы, которую сейчас успешно реализовала Apple (концепция СФИНКСа выходила за пределы человеческого дома и предусматривала носимые устройства и развлекательную систему для автомобиля).

Работа по приему, записи, хранению и раздаче информации должна была осуществляться центральным процессором с универсальным запоминающим устройством и распределяться по квартире по нескольким жидкокристаллическим экранам и акустическим колонкам. Назначение подобных приборов было широким: планировалось, что с их помощью можно будет разнообразить семейный отдых, управлять бытовыми приборами и многое другое. Проект остался на стадии создания макетов.

9. Автомат Калашникова

Есть расхожая шутка: «Чтобы русские ни делали, всегда получается Калашников». Но на самом деле, русский автомат АК-47 оказался в списке легенд мирового дизайна.

АК-47 занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое распространенное оружие в мире (сейчас насчитывается более 100 миллионов экземпляров). Фигурирующий в большом количестве фильмов, автомат стал еще и самым узнаваемым символом насилия. Несмотря на негативный контекст, «калаш» находится в коллекциях многих музеев по всему миру как пример простого и функционального советского дизайна.

Малоизвестный факт, но автомат Калашникова изображен на гербах некоторых на гербах некоторых государств — Зимбабве, Мозамбика и Восточного Тимора. А в Ираке даже есть мечеть, минареты которой построены в форме магазинов АК.

Советское изобретение оказывает влияние на современное искусство: в 2013 году лондонский фотограф, лауреат премии Amnesty International Award Бран Симондсон запустил арт-проект АКА peace, в котором приняли участие 23 известных художника от Дэминеа Херса до Сэма Тейлора-Вуда — каждый из них по‑своему переосмыслил автомат Калашникова.

На основе дизайна автомата создаются предметы интерьера, велосипеды и даже украшения.

10. Стенка Института мебели

Мы безжалостно выбрасываем советские стенки, считая их атрибутом «совка», но потом покупаем аналогичные предметы итальянского и шведского дизайна.

В 1950- годах в Советском союзе было принято несколько постановлений, направленных на улучшение качества жилья и снижение его стоимости. Одним из основных направлений работы в этой области стала разработка проектов новых форм, типов и конструкций массовой мебели для малометражных квартир.

Немалого успеха в этом сегменте добился Юрий Васильевич Случевский — крупнейший специалист в области проектирования мебели, выдающийся художник, внесший значительный вклад в становление мебельной отрасли в Советском союзе.

Он был ведущим специалистом во Всесоюзном Проектном конструкторском Институте мебели в СССР и отвечал за стандартизацию и унификацию: только так можно было добиться массового производства мебели при низкой цене — особенно в период активного строительства социального жилья и большого дефицита всего, не только мебели.

Фотоматериалы предоставлены ЧУК «Московский музей дизайна». Московский музей дизайна — это единственный в России музей, посвященный истории отечественного дизайна. Своими главными задачами создатели музея видят его популяризацию в стране и за рубежом, сохранение и изучение его материального наследия, знакомство российского зрителя с лучшими образцами и основными течениями международного дизайна.