Прoсмoтрoв:
141
Кoммeнтaриeв:
Срeди сoтни мoдeлeй выпускaeмыx в СССР радиоприемников именно «Альпинисту-407″ досталась всенародная любовь автомобилистов. Чем же так смогло заворожить мужчин скромное детище Воронежского радиозавода?
Советская радиопромышленность с начала 30х годов освоила производство специализированных ламповых радиоприемников серии «АИ» и «А», специально для автомобилей.
Короткая справка:
Именно благодаря автомобилям появился первый стандарт на радиолампы для бытовых радиоприемников. В 20х годах на автомобилях и в помине не было электрического стартера. Для работы зажигания двигателя и электрических фар вполне хватало аккумулятора на 6,3 Вольта. (три банки по 2,1 Вольта). Первые радиоприемники особенно пользовались успехом у автолюбителей и поэтому нити накала радиоламп делали под бортовое напряжение автомобилей тех лет-6,3 Вольта. Потом стандарт распространился на все радиолампы для бытовой аппаратуры.
С появлением электрического стартера для автомобилей, напряжения 6,3 Вольта оказалась недостаточно и количество элементов в аккумуляторе увеличили в два раза. Поэтому теперь в автомобиле 12,6 Вольта.
Ассортимент выпускаемых в СССР автомобильных радиоприемников расширился с появлением транзисторов. Причем в отличии от переносных радиоприемников, схемы автомобильных были гораздо сложнее, что добавляло чувствительность и избирательность. Выходная мощность так же была гораздо выше-батарейки экономить не нужно.
С 1969 года Сарапульский радиозавод начал выпускать радиоприемники двойного назначения «Урал-авто». Эти приемники изначально предназначались для установки в автомобиль, но конструкция «кенгуру» позволяла легко вытащить радиоприемник и использовать его в качестве переносного.
Всем были хороши автомобильные радиоприемники и нравились они очень автолюбителям. Смущало только одно-цена, которая доходила до 180 рублей! Это гораздо больше месячной зарплаты водителя.
Ставить такой дорогой приемник на автомобиль, ночующий во дворе, был чреват не только пропажей самого приемника, но и разбитым стеклом. Поэтому те же радиоприемники «Урал-авто» на ночь водители забирали с собой.
В 1975 году Воронежский радиозавод провел небольшую модернизацию массового народного радиоприемника «Альпинист-405″.
Для улучшения акустических характеристик ручки управления с боковой стенки перенесли на верхнюю панель. Раз ручки там, то и шкалу переместили на верхнюю панель. Вся боковая панель радиоприемника досталась динамику.
Не уверен, что такая модернизация существенно улучшила акустические характеристики, но радиоприемник приобрел главную ценность: его очень удобно можно было закрепить под панелью (или по другому «торпедо») автомобиля. Для этого достаточно «П» образной скобы.
Шкала и ручки управления находятся аккурат по канонам автомобильной аппаратуры. Получается, что советские водители получили автомобильный радиоприемник по цене 32 рубля 20 копеек.
Это практически стипендия студента -«хорошиста» из техникума.
«Альпинист 407″ не рассчитан на питание от бортового напряжения 12 Вольт. Можно конечно поставить электронный преобразователь на 9 Вольт. Мало кто из водителей дружил с радиотехникой, чтобы собирать такую схему. Там, где не хватает знаний, у наших людей просыпается смекалка: аккумуляторы тогда были с открытыми перемычками и для питания радиоприемника выводили отдельный провод с пятой банки.
Для защиты от помех в цепь включали простейший дроссель с конденсатором.
Ладно бы личные автомобили, так ведь водители зачастую устанавливали «Альпинист 407″ на грузовые автомобили «ГАЗ» и «ЗИЛ», на которых работали.
В начале 80х Воронежский радиозавод перешел на выпуск новых моделей «Альпинист 417 (418)», где шкала и ручки управления вернулись на переднюю панель. Такой приемник уже стал неинтересен для применения в авто.
Приемники «Альпинист 407″ еще долго радовали своих хозяев на авто. Причем на грузовиках эти радиоприемники служили аж до середины 90х, до списания самих автомобилей в металлолом.