Прoсмoтрoв:
616
Кoммeнтaриeв:
Листaя стрaницы укрaинскиx шкoльныx aтлaсoв пo истории и географии, можно наткнуться на следующую картину: на этнографических картах Кубань изображается в качестве территории с украинским населением, причём граница проживания последнего простирается аж по отроги Северного Кавказа.
В то же время, сегодня Кубанский регион уже почти сто лет входит в состав Российской федерации, а согласно Всероссийской переписи 2010 года доля украинцев в населении Краснодарского края составляла всего 1,6%. Таким образом, мы имеем дело с взаимоисключающими параграфами, и возникает необходимость разобраться в этом донельзя спорном вопросе: правильно ли с исторической точки зрения считать Кубань украинской этнической землей?
Завоевания Екатерины ІІ
После 1783 г., когда Кубань вместе с Крымским ханством была поглощена Российской империей, демографическая ситуация в регионе изменилась. Адыгов, черкесов и малых ногаев отселили на юг, а на возникшие пустоты в междуречье Кубани и Еи в 1792 году переселили казаков-черноморцев – тех самых, что остались на службе у Екатерины II после разрушения Запорожской Сечи. Сделано это было с целью обороны новоприсоединённых территорий от горцев Северного Кавказа.
Утверждать об однозначном украинском характере первой волны «мигрантов» вряд ли можно – например, украинские исследователи В. Семененко и Л. Радченко утверждают, что в казачестве на Украине украинцы составляли меньше трети всех казаков.
Екатерина II
Кубань и украинский вопрос в веке девятнадцатом
В то же время кубанские казаки имели региональную идентичность: ассоциировали себя как выходцев из местности Среднего Поднепровья, где в ХІХ веке интенсивно формировалась модерная украинская нация. Таким образом, говоря на одном языке и имея общую историю, они имели все предпосылки для того, чтобы осознавать себя частью украинской этнической общности.
Отдельные проявления единения имели место быть: сыновья кубанской старшины учились на Украине; этнографы (Я. Кухаренко, И. Попко) своими работами доказывали, что «Черномория – наследница Гетманщины»; литераторы, такие как В. Мова-Лиманский, писали на украинском языке и развивали культурные связи не только с Подроссийской, но и с Подавстрийской Украиной.
Линейный казак, 1862 г.
В то же время Кубанский регион имел ряд специфических особенностей, которые не позволяли ему быть однозначно украинским. Прежде всего это связано с тем фактом, что примерно с середины ХІХ века на Кубань стали переселять казаков-линейцев с Дона, а также с иммиграцией преимущественно великорусского неказацкого населения – это привело к созданию сословия «иногородних». Последние ущемлялись в правах по сравнению с казаками, однако вместе с линейцами «отдаляли» Черноморию от перспективы нахождения чисто украинской ориентации.
Как бы то ни было, в это же время появились научные обоснования принадлежности Кубани к украинской этнической территории – этнографические карты Юго-западного отдела Русского географического общества и результаты Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. Она показала, что в Темрюкском отделе на «малорусском наречии балакали» 75,2 %, в Ейском – 73,9 %, в Екатеринодарском – 51,8 %, во всей Кубанской области – 47,4 % жителей.
На пороге глобальных перемен
Начало ХХ века ознаменовало создание первых украинских политических партий. В программе Революционной украинской партии (РУП) «Самостийна Украина», написанной Н. Михновским в 1900 г., была окончательно оформлена знаменитая формулировка «одной, единой, нераздельной, вольной Украины от гор Карпатских аж по Кавказские».
Партийные активисты РУП начали строить фундамент для скорого претворения этой идеи в жизнь. Так, на Кубани была создана «Черноморская громада» РУП (вскоре – отдел УСДРП), которая занималась политической агитацией, вела культурную работу, контролировала кооперативное движение и т. п. Это дало позитивный «фидбек» – из её рядов вышли кубанские политики проукраинской направленности (Н. Рябовол, Л. Быч, К. Бескровный).
Кубань в системе координат Украинской революции 1917-1921 гг.
После событий февраля 1917 г. как на Украине, так и на Кубани начались независимые процессы образования государства. Самостоятельность Кубанского региона в этом вопросе объясняется, по мнению Д. Белого, желанием казацкой общности демократического самоопределения, ведь разрушились вассальные отношения между ней и монархией. Одним из возможных сценариев был и проукраинский, однако в 1917 г. он не был шибко популярным.
Инициатива к федерализации с УНР начала восходить от кубанцев, когда провозглашённой 16 февраля 1918 г. Кубанской Народной Республике начали угрожать большевики и белое движение. Вскоре между гетманом уже Украинской Державы П. Скоропадским и Н. Рябоволом был заключен тайный договор об объединении, однако всё это так и осталось словами из-за противодействия А. Деникина, раскола кубанского политикума, саботажа украинских чиновников и скорого падения Гетманата. Реальный шанс на создание «Великой Украины» был упущен.
Интербеллум и украинство на Кубани
После событий Гражданской войны Кубань оказалась в составе РСФСР, но, несмотря на это, здесь в 1922-1932 гг. проводилась политика украинизации. Мнения об отношении населения к этим мероприятиям в историографии зачастую противоположны. После её отмены на Кубань обрушился катастрофический голод. Параллельно проводилось расказачивание в форме репрессий, а ведь казаки и были носителями исторической памяти о Запорожье и Украине. Вероятно, эти события стали причиной того, что количество украинцев в регионе стало резко уменьшаться от 62,2 % в 1926 г. до цифр, какие мы наблюдаем сегодня.
Таким образом, выражение «Украинская Кубань» имеет право на жизнь, однако сегодня ввиду известных обстоятельств не может использоваться вне исторического контекста.