Прoсмoтрoв:
223
Кoммeнтaриeв:
1
Чтo зa ужaс происходит на этой картинке? Это изображение пеликана, вскармливающего своих птенцов. Оно чрезвычайно распространено в Западноевропейской живописи и архитектуре и проникло даже в Россию.
Например, можно увидеть пеликана, олицетворяющего родительскую жертву, на фасаде Воспитательного дома в Санкт-Петербурге. Он является символом РГПУ (педагогического университета).
В средние века и позже – в эпоху барокко, пеликан символизировал Христа, приносящего искупительную жертву, а кроме того и символизировал самоотверженную родительскую любовь.
Лоренцо Монако. «Христос-страстотерпец» (1403 год). Справа — фрагмент.
Почему же столь неуклюжая птица, обделённая от природы красотой и изяществом, стала возвышенным символом, эмблемой лучших свойств человеческой натуры?
Истоки этой традиции лежат, как ни странно, в области заблуждений и мифотворчества. В средневековые «бестиариях», иллюстрированных книгах о диковинных животных, поведение пеликана описывается так: «Мать ласкает птенцов своим клювом и когтями так ревностно, что умерщвляет их. Через три дня появляется отец и в отчаянье от гибели своего потомства собственным клювом раздирает себе грудь. Кровь из его ран воскрешает умерших птенцов».
Обратите внимание, отец-пеликан появляется через три дня, именно через это же время воскрес после распятия Христос.
В соответствии с Христианским вероучением Христос тоже кормит своих «детей» кровью в таинстве евхаристии (причастия), воскрешая их для «жизни вечной», поэтому уже давно в раннехристианские времена в III-IV в.в. возникла ассоциация с пеликаном.
В бестиарии Леонардо да Винчи легенда о пеликане немного изменена – там птенцов умерщвляет змея: «Он горячо любит своих птенцов и, найдя их в гнезде убитыми змеею, раздирает себе грудь и, омыв их своей кровью, возвращает к жизни».
Средневековые же авторы популярных бестиариев часто облекали «рассказы о животных» в нравоучительные притчи и поэтому нередко фантазировали. Кроме того, они использовали тексты из древних трактатов, которые многократно переписывались, так что животные в «бестиариях» зачастую приобретали совершенно фантастический вид и повадки.
Образ Пеликана – Христа прочно вошёл в латинскую традицию и церковную символику. Многие религиозные авторы упоминают эту птицу в своих произведениях. Так св. Фома Аквинский, живший в XIII в., посвятил ему гимн «Благой пеликан»:
…. Иисус любимый, Пеликан благой,Ты меня очистил Кровью Пресвятой.[…]Пусть мой бедный разум лишь Тобой живётИ Тебя с отрадой вечно познаёт.
Портрет королевы Елизаветы I с подвеской в виде пеликана.
В «Божественной комедии» в книге «Рай» (стих 112) Данте пишет о Христе и апостоле Иоанне так:
Он, с Пеликаном нашим возлежа,
К его груди приник; и с выси крестной
Приял великий долг, ему служа.
С тех пор «Всеблагой Пеликан» становится частью католической церковной символики и изображается на иконах, картинах, дарохранительницах и фасадах зданий – не только церквей.