От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска — как статус.

Прoсмoтрoв:
281
Кoммeнтaриeв:

Tonsura — в дoслoвнoм пeрeвoдe с лaтыни oзнaчaeт «стрижкa» и являeтся зeркaльнoй прoтивoпoлoжнoстью мoдныx сeгoдня бритыx по бокам голов. Почти две тысячи лет оставаясь актуальным символом христианского смирения и веры она вошла в мировую историю, а может и снова в неё вернётся, учитывая современные тренды. Но зачем монахи брили затылок и что общего у них с самураями?

Сама по себе процедура обрезания волос является очень старой, практически такой же старой, как сами волосы, плюс-минус появление кремниевых резаков для их укорачивания у волосатых «эректусов». Традиций связанных с волосами очень и очень много. Какие-то из них носят бытовой характер и должны помочь избавиться от насекомых, какие то религиозный, а иногда и сексуальный.

Египетская депиляция.

Первооткрывателями религиозных стрижек были египтяне. Каждый принадлежащий к классу священослужителей обязан был не просто удалять волосы на голове, включая брови и бороду, а выщипывать их. Более поздние отсылки также связаны с классовостью в Египте. Следить и ухаживать за волосами, позволяя их рост без развития болезней и появления вшей могли позволить только состоятельные люди. Чем ниже класс и уровень жизни — тем проще была прическа. Рабы, находившиеся под солнцем и не имевшие лишнего времени на мытьё и борьбу со вшами вообще сбривали волосы подчистую. Нет волос — нет проблем. И всем понятно что ты — раб.

Отсюда кстати и первое первое объяснение монашеской танзуры — полного сбривание волос на голове. Идейная составляющая такой процедуры соотносится с метафорой о том что монах, не просто служитель Господа, а вообще — раб божий. Таким образом бритьё головы при вступлении в сан монаха означало что монах намерен всецело подчинить свою жизнь воле Бога. Теологическим обоснованием послужил пример Святого Павла (Новый завет, Деяния Апостолов, гл.18 ст.18), в котором Павел бреется налысо принимая обет.

Волосы помимо прочего всегда ассоциировались не только с богатством но и с сексуальностью и эротизмом, мужеством и часто выступали как средство привлечения противоположного пола. Манящие чёрные кудри Аполлона, волосатая грудь Самсона и всё такое. Отречение от страстей как бы само намекает на необходимость их сбривать в таком случае.

Частичное бритьё возникло в Греции и Египте как дань уважения богу солнца. Греки — служители бога солнца выбривали затылок, правда в куда более скромных масштабах чем католические монахи средневековья, подставляя его тем самым богу, который тёплыми лучиками им его грел.

Волосатые Меровинги.

Григорий Турский, святой епископ и франкский историк, описывая Меровингов в своём великом труде — «История Франков», куда он умудрился вписать автобиографию, говорил об их королях исключительно как о «пышноволосых». Согласно их обычаям, нельзя было короновать коротко стриженного монарха. При этом постриг вообще мог не иметь никакого отношения к принятию церковного служения. Так, например, Гримоальд Старший, сын Пиппина из Ландена и опекун Дагоберта Второго — узурпировал трон и постриг Дагоберта, чтобы публично показать его непригодность на занятие престола. Дагоберт при этом не был отправлен в монастырь и его никто не обязывал служить господу всю жизнь. Это был акт банального публичного унижения одним волосатым меровингом — другого. В Византии для свергнутых императоров, начиная с 8-го века, к постригу можно было добавлять кастрацию, ослепление, ампутации и увечья, что являлось обыденной практикой. Вот например изображение ослепления Лео Фокаса Старшего, после попытки восстания и свержения власти.

Христианская тонзура.

Форма стрижки в виде круга с оставлением небольшой каймы — короны отождествляется со Святым Петром. Со слов Святого Германиуса Первого, Патриарха Константинополя, когда голову Петра обрили в насмешку, изгнав его за проповеди, Учитель благословил эту голову, превратив бесчестие и позор в честь, возложив на его голову тем самым корону нерукотворную.

Безусловно такой пример вдохновлял священослужителей на самые разные вариации депиляций и постригов в форме круга. Варьировалась длина, толщина полоски, глубина окружности. Кроме того у такой танзуры проводились прямые ассоциации с терновым венцом, возложенным римскими воинами на голову Христа. И именно такая тонзура больше всего запомнилась в истории, стала самой популярной и многократно одобренной вплоть до самого Папы.

Но были и другие. К примеру — кельтская. Сбривалась вся голова, за исключением полоски от уха до уха. Таким образом оставался обод волос, высокий лоб и полностью лысый затылок и шея. Такой постриг был популярен короткое время в Ирландии и Великобритании. Кельтский тип пострига был неортодоаксальным и вероятней всего является совмещением христианских традиций и обычаев друидов в до-римскую эпоху железного века Британии.

Достаточно быстро он был признан еретическим, богохульным и постепенно искоренён.

Причёска Будды.

Пожалуй вторым постригом по известности является буддийский. Образ лысого буддийского монаха в оранжевой накидке прочно вошел в стереотипы обывателей. Ритуал бритья головы в буддизме является частью посвящения Паббаджа, буквально — «идти вперёд». Эта практика является частью посвящения в монахи или монахини и включает бритьё головы и лица.

В традициях Дхармы волосы являются символом тщеславия и символизируют связь с обществом. У добрых богов и богинь природы волосы изображаются свободными, распущенными. У злых — связаны в узелок. У самых злых — туго. Точно так же вдова в буддизме одевает белую одежду, снимает все украшения и бреет голову — тяжелая утрата идёт бок о бок с жертвой своего тщеславия.

Война как религия.

Так же широкую известность и узнаваемость сегодня имеют некоторые типы азиатских причесок. К примеру Чонмагэ. Знакомая вам по многочисленным изображениям самураев. Её появление прочно связано с воинским сословием и периодом феодальной раздробленности — Эдо. Лысый верх головы и зализанные бока соответствуют форме и способу крепления шлема Кабуто.

В основе шлема чашеобразная конструкция которая плотно прилегает к голове, а система узлов и креплений подвязывает его под подбородком и сзади головы за узелком. Самураи имели множество военных задач от конных атак до стрельбы из лука, доспехи были лёгкими и универсальными, из-за чего отсутствовала плотная под-доспешная экипировка, характерная для Европы. Позднее, с развитием воинов как класса, причёска стала атрибутом именно принадлежности к сословию. А поддержание пострига — делом чести и знаком принадлежности. Можно было быть практически нищим, но если у тебя был меч и правильная стрижка — ты всё ещё самурай.

Типично китайский аналог Чонмагэ не имеет к сословиям монахов или воинов ничего общего. По легенде во времена Первого императора — Хуан-ди, его жена и императрица Лэйчжу придумала национальный китайский костюм и традиционный образ китайца — ханьфу. Сегодня ханьфу насчитывает 4 000 лет истории, множество маленьких ритуалов и традиций. Куда входит огромное число деталей, от обуви и шапочек, до цветов и материалов. Но что касается волос — традиционно в Китае их не стригли с момента наступления совершеннолетия, только собирая в узелки и тщательно, по меркам своего достатка, ухаживая.

Изменения пришли с Маньчжурами, которые завоевали Китай в 17 веке и заставили всех китайцев обрить лбы в знак подчинения, основав династию Цин. За несоблюдение прически полагалась смертная казнь. Поэтому смотря историческое кино, где седые старцы перелетают с крыши на крышу, а за ними гоняются солдаты с бритыми лбами — знайте, старик не только древний мастер, но и бунтарь, покруче христианских кельтских монахов.

Восточно христианский постриг бывает трех видов: при крещении, при уходе в монастырь и при рукоположении (принятии в сан). При этом состригают только четыре пряди волос в форме крестовины. Слово постриг в восточном христианстве никогда не было именно прической.

Так или иначе, причёска — это то, что человек демонстрирует окружающим в первую очередь. Ну или во-вторую, сняв шляпу. Поэтому многие сотни лет она определялась прежде всего его статусом и положением в обществе, и только потом модой или удобством. Поэтому, как правило, самые яркие и самые радикальные её формы символизируют максимальную отдалённость от простых людей.