Прoсмoтрoв:
1690
Кoммeнтaриeв:
3
Экскурсия пo шeдeвру русскoгo мoдeрнa – oсoбняку Пeтрa Смирнoвa в Мoсквe.
Фoтoгрaфии aвтoрскиe, тeкст- Clone2000, зa чтo eму oгрoмнoe спaсибo..
Этoт oригинaльный дoм oкaзaлся нaшeй нeoжидaннoй (и счaстливoй!) нaxoдкoй на пути к уже известному вам особняку П.Рябушинского. Мы не спеша шли от метро по Тверскому бульвару, обсуждая архитектурные особенности окружающих строений. Любовались в основном правой стороной бульвара, так как путь наш лежал по ней. Внезапно один из нашей компании , неугомонный Школьник, который давно и серьёзно интересуется архитектурой, заставил нас обратить взоры на противоположную сторону. «Господа, вот там, похоже, тоже – модерн. Характерные окна, арки, ковка, асимметричный фасад… Уж не Шехтель ли –автор?» . Хорошо просматриваемое сквозь облетевшие деревья двухэтажное длинное табачного цвета здание в самом деле несло на себе яркий отпечаток стиля «модерн». Полюбовались, занесли в органайзеры адрес – Тверской бульвар, д. 18 – и пошли дальше своей дорогой. А потом начались сюрпризы… Когда подбирался текст по особняку Рябушинского, выяснилось, что не ошибся дотошный Школьник, и здание на Тверском бульваре – действительно работы Шехтеля, и принадлежало оно купцу – да какому! Водочному королю Петру Смирнову! А в скором времени на электронную почту сразу от нескольких турфирм, с которыми мы иногда любим прогуляться по ближним и дальним окрестностям, пришла рассылка с приглашением посмотреть этот особняк изнутри, полюбоваться оставшимися с прежних времён парадными интерьерами, которые проектировал великий Федор Шехтель. Пасьянс сложился, и мы двинулись по новому маршруту.
Особняк Петра Смирнова – это «дом с сюрпризами». Сюрприз первый: здание кажется двухэтажным, на самом деле оно четырёхэтажное. Первый этаж полуподвальный, второй и третий – те, что мы видим с улицы, четвёртый – мансарда (её то ли пристроили, то ли перестроили в период Перестройки — в 90 –е гг ХХвв., но она немного отодвинута и с о стороны улицы в глаза не бросается. Сюрприз второй: здание было Шехтелем не построено, а скорее, реконструировано, комплекс строений дворянской усадьбы располагался на этом участке с 1759 г., менялись разные владельцы, в их длинном списке «засветился» младший из братьев Орловых,и П.А Базилевский, с которым был дружен великий поэт Лермонтов. Кстати, сюрприз номер три – подвальный этаж был подвальным не всегда, он был вполне себе нормальным первым этажом, пока за столько веков его не поглотили накопившиеся 70 см культурного слоя. Этот же культурный слой стал виновником сюрприза № 4, о котором чуть поподробнее. Фасад дома украшен красивым кованым балконом на уровне второго этажа. Однако если смотреть изнутри здания, пол этого балкона будет находиться на уровне подоконника. И даже ступеньки из помещения туда не предусмотрены. За это балкон Шехтеля ругали, обвиняли в небрежности, называли плохим архитектором. Собственно, идеи по поводу рождения этого более чем странного балкона таковы: его задача – чисто декоративная, он просто украшение фасада, к тому же, если б Ф.Шехтель опустил его до уровня реального пола , об него стукались бы лбом прохожие, и он мешал бы пешеходному движению по Тверскому бульвару. Зато во время, когда эта зала сдавалась овдовевшей владелицей под ресторан, попытки выбраться спьяну на этот балкон были любимейшем развлечением гуляющей публики. Сюрприз № 5 – в изданиях, подобных сборнику «Памятники архитектуры Москвы», вы вряд ли найдёте хоть слово об этом шедевре московского модерна – ведь долгое время он был закрыт от публики и засекречен: в нём располагался после 1917 г. сначала Революционный Военный трибунал, а потом Военная прокуратура города Москвы. Сейчас владение поделено на две части: левой частью с парадной анфиладой комнат распоряжается Дом приёмов «Империя», который сдаёт помещения под торжественные мероприятия, интерьерные фотосесси (1 фотосессия 10 000 руб.), и в том числе пускает экскурсии (одна группа 20-30- чел . 15 000 руб. за часовую экскурсию), которые формируют туроператоры (нам, как физическим лицам, соответственно, это уже стоит дороже). Правая часть здания, где раньше был парадный вход и оранжереи, принадлежит Пенсионному фонду РФ и «не сотрудников»туда не пускают. Сюрприз № 6 – мы увидим тут много чего нашему современнику привычного : точечное освещение, окна типа стеклопакетов, принудительную вентиляцию – только всё это не новодел, а сохранилось со времен шехтелевской переделки здания в начале прошлого века, всё это на то т момент его оригинальные изобретения или применение передовых заграничных технологий, диковинка, одним словом. Отсюда вытекает сюрприз № 7– почти все камины в здании нерабочие, они чисто декоративный элемент, потому что в доме уже было паровое отопление. И – фанфары! – сюрприз № 8 — внутри дома в стиле «Модерн» оформлены буквально одно-два помещения, всё остальное – чистой воды эклектика. Вот такой он разный, Фёдор Шехтель…
Наследник водочных магнатов П.П. Смирнов приобрёл старинную усадьбу на Тверском бульваре в 1900 году. Ампирный особняк не устраивал хозяина, и он пригласил Фёдора Шехтеля перепланировать здание. Перепланировка заняла 5 лет. Шехтель переделывает фасад здания, добавляет балкончик, длинные полукруглые окна, плавный, застекленный эркер. С целью увеличить полезную площадь помещений отдельно стоящие флигели были объединены с основным зданием. В ходе реконструкции старинное здание было оборудовано паровым отоплением, вентиляцией и полностью электрифицировано.
Но настоящим фурором становятся интерьеры особняка. Восемь парадных помещений, собранных в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим, хотя и не в строгой исторической последовательности. Названия части из них говорят сами за себя: «Романская столовая», «Классический зал», «Египетский зал», «Греческий зал», «Рокайльная комната», «Готический кабинет». Закрытые сейчас для посещения детские комнаты в мансарде дома ( а в семье Смирновых на момент переезда сюда уже было трое детей, и ещё двое появились на свет уже здесь) были оформлены в духе русских народных сказок.
В результате столь радикальной переделки в Москве появилось еще одно прекрасное здание, которое по праву можно отнести к лучшим творениям Ф.Шехтеля.
В дом вело два входа: Западный парадный вход – гостевой, с шикарной лестницей и необычными каминами, из которого посетители дома попадали в Греческий зал, служивший парадной прихожей, а оттуда в танцевальный Египетский зал площадью 220 кв.м. Однако этот вход расположен в части дома, принадлежащей теперь Пенсионному фонду, поэтому нам доступ туда закрыт, а входы-выходы на эту лестницу из Греческого зала даже замурованы. Экскурсанты попадают в дом через северный парадный вход – для хозяев и близких друзей дома (не путать с чёрным ходом для прислуги!). Таким образом, осматривать парадные помещения в особняке мы будем «задом наперёд», продвигаясь от более приватных помещений (кабинета хозяина и будуара хозяйки) к более официальным и помпезным.
В холле Северного парадного входа тяжелый сводчатый потолок, как будто в боярских палатах или в монастырской келье – это наследие прошлых времён, стоишь как под корнями огромного дерева. Это мрачное великолепие уравновешено тёмной асимметричной входной дверью в силе «модерн» и мраморной лестницей – опять-таки лестница-волна! – но более широкая, менее протяженная и более «классическая», чем в особняке Рябушинского. То ли места было мало, то ли стиль помещений, куда она вела, обязывал, но вот характерные завитки, имитирующие волну, в нижней части лестницы всё же присутствуют. Очень необычно покрытие пола, похоже по декору на майолики М.Врубеля, но радовались мы зря: это результат реставрации 2000 х годов. Наверху лестничный холл отделан в классическом стиле. После первого пролета лестница раздваивается. Одна её часть ведет в сторону Готического кабинета и кухни, другая — к Романскому залу и Будуару.
Через циклопических размеров арочку – три человеческих роста, не меньше- и крохотный коридорчик с мутным зеркалом попадаем в Готический кабинет хозяина дома. В этом кабинете о П.Смирнове напоминает нам лишь маленький фотографический портрет на стене. Массивная мебель – не оригинальная, но как бы той эпохи. Кабинет не маленький – 35 кв.м., но производит впечатление замкнутого, тяжелого пространства . Виной тому достаточно темный цвет стен и массивные накладные балки на потолке из мореного дуба. Паркет был воссоздан реставраторами по старым фотографиям. Украшением Готического кабинета является прямоугольный эркер, откуда открывается красивый вид на Тверской бульвар.
Из кабинета хозяина проходим в будуар (или кабинет) хозяйки. Стены – в китайском шёлке, потолок в виде паруса (так и называется – «ложный парусный свод» , по углам потолка – богатая лепнина, всё в розочках, розовый каминчик… Кстати, по поводу каминчика мнения разных источников расходятся – в одних он обозначен как декоративный, а экскурсовод назвала его единственным действующим камином в доме. Поленья там, правда, лежали, но поджигать – не поджигал, авторитетно засвидетельствовать не могу. Интересно, что вот эта вся такая дамская комната Евгении Ильиничны, урожденной Морозовой, после смерти в 1911 г. хозяина, Петра Петровича, стала штабом по управлению огромной «водочной империи» Смирновых, и что владычество в этой сфере Евгении Ильиничны пришлось на непростое время Первой мировой войны, введения акцизов, введения сухого закона… Чтобы удержать семью на плаву, она активно переводила семейные капиталы в недвижимость, и даже сдавала в аренду части этого, перешедшего ей по наследству особняка – Египетский зал – для танцев и приёмов, а Классический зал –под ресторан, ещё одно из помещений занимал Клуб Московского русского собрания. Следует обратить внимание на двери Будуара: по стилю они очень напоминают двери в особняке Рябушинского, а декор на них повторяет орнамент на фасаде особняка Смирнова, что по бокам центрального окна.
Из Будуара можно попасть в Романский зал или Романскую столовую, туда же ведёт и отдельный вход с Северной парадной лестницы. Романский зал – это самое роскошное помещение в особняке и одно из лучших творений Шехтеля. Его площадь составляет 90 кв.м. Здесь мы увидим сочетание нескольких стилей — собственно романского, русского и модерна. Стенные панели, оконные рамы и подоконники сделаны из мореного дуба. Потолок в зале украшен кельтским орнаментом. На потолке, как и в кабинете хозяина дома, присутствуют тяжелыё деревянные накладные балки. Обрамляет потолок зеленый карниз с изображением сказочных животных. Концы консолей выполнены в виде человеческих голов. Высокое трехчастное окно — витраж с рисунком, изображающим виноградные лозы. Благодаря этому в помещении создается таинственный полумрак. Кстати, по форме это окно напоминает окно тайной молельни в особняке Рябушинского, только увеличенное во много раз. В Романском зале ость ещё один витраж – это фальш-окно напротив входа с парадной лестницы. С этим приёмом мы тоже встречались в особняке Рябушинского (фальш-окно между спальней Горького и кабинетом писателя). Только здесь фальш-окно навевает мотивы русских народных сказок: гипсовое обрамление как у окон какого-нибудь древнерусского теремка и растительный орнамент из сказочных цветов внутри. Очень похоже на работы известного иллюстратора русских народных сказок Ивана Билибина. Противоположная от основного, выходящего на улицу окна стена оформлена колоннами в романском стиле, над которыми расположены три фальш-окна. Полукруглая арка над ними украшена пятью медальонами с изображением сказочных зверей. Вся эта массивная конструкция напрашивается на сравнение с театральной сценой.
Главной доминантой зала является большой камин. Массивный гипсовый барельеф изображает средневековую битву. Он покоится на двух колоннах, украшенных фигурами из песчаника — львами в основании и фавнами в капителях. Внутри камин выложен плиткой «кабанчик». В целом, несмотря на всё великолепие и изысканную вычурность стиля зал производит довольно мрачное впечатление. Причины тому, по-видимому, две: во-первых, из всех помещений в доме это – самое насыщенное мистическими символами. Противостоящие друг другу Дракон и Собака на барельефе над выходом в аванзал – явная отсылка к символике масонства. Однако собака, призванная олицетворять в этом барельефе добро, получилась какая-то несимпатичная, словно намекая, что Добро и Зло в этом мире давно перемешались. Во-вторых, по воспоминаниям современников, именно в этом зале Революционный военный трибунал выносил свои расстрельные приговоры, и с тех пор это помещение пропитано такой тяжелой аурой. Кстати, Люстра в Романском зале трофейная. Её привез из Германии в 1945 году военный прокурор Москвы. Она выполнена в югендстиле — немецком модерне и великолепно подошла к интерьеру Романского зала, в то время — зала судебных заседаний. Из Романского зала в Аванзал ведет широкий арочный дверной проем, характерный для архитектуры модерна.
Аванзал – это, собственно, вспомогательное помещение для обслуживания Романской столовойВ прошлом, когда гости пользовались Западной лестницей в качестве парадной, он предшествовал Романскому залу. В нём расположена небольшая лестница, соединяющая разные уровни особняка. Но что это за лестница! Эта деревянная лестница с изогнутыми перилами – словно уменьшенная и упрощённая копия центральной лестницы –волны из особняка Рябушинского. Аванзал сравнительно небольшой — 40 кв. м., но это 40 кв.м. чистейшего шехтелевского модерна!
Из Аванзала мы переходим в Розовую, или Рокайльную (выполненную в стиле Рококо) гостиную., равную по площади Аванзалу. Потолок этой светлой комнаты украшен пышной лепниной в стиле рококо с изображением девушек — излюбленный декор стиля модерн. Уникальность этой комнаты заключается в том, что здесь Шехтель использует точечное освещение, которое станет особо популярным век спустя, в наши дни.
За Рокайльной гостиной следует Классический зал — третий по величине среди парадных залов дома Смирнова, его площадь составляет 70 кв.м. Он оформлен в стиле позднего ренессанса, его основная тема — столь любимая Ф.Шехтелем водная стихия. Стены выкрашены темно-зеленой краской. Потолок декорирован барельефами с морской тематикой: тритоны, нимфы, сирены. В углах можно увидеть вензели Петра Петровича Смирнова и Его супруги Евгении Ильиничны. . Потолок в центре зала в начале XX века был, вероятно, расписан, но, поскольку фотографий росписей не сохранилось, реставраторы оставили его белым. В зале расположен камин зеленого мрамора, над которым находится зеркало в массивной раме. Именно окна Классического зала выходят на тот самый декоративный балкон, уровень пола которого находится почти вровень с подоконниками . И, хотя попасть на него практически невозможно, на него всё равно ведёт полноценная балконная дверь.
Из Классического зала мы переходим в Греческий, завершая таким образом своё «путешествие задом наперёд» : некогда Греческий зал открывал, а не завершал анфиладу парадных залов. О том времени напоминает замурованный вход, ведущий на парадную лестницу, которую теперь «оттяпал» себе Пенсионный фонд. Площадь Греческого зала составляет 65 кв.м. Колонны искусственного мрамора делят Греческий зал на две части. По периметру зала под потолком тянется фриз в классическом стиле, изображающий состязания на колесницах. Вообще, по поводу этого зала у меня огромные претензии к нынешним владельцам здания. Величественное некогда парадное помещение превращено то ли в кладовку, то ли в хламбазу: везде в беспорядке валяется какой-то реквизит и даже откровенный мусор. Всё это очень портит впечатление от экскурсии.
Рядом с парадной анфиладой расположен Египетский зал, окна которого выходят во внутренний двор. Это самое большое помещение в особняке, его площадь составляет 220 кв.м. Первоначально он использовался в качестве зала для приемов и танцев. Две египетские колоны делят Египетский зал на две части — основную и коридор. До шехтелевской реконструкции это помещение было флигелем. Зал выкрашен в бежево-золотые цвета. В центре потолка расположен большой свод, в котором изображен Ра — древнеегипетский бог Солнца. Светильник в центре несколько опущен, скрывая расположенную над ним вентиляцию. После смерти хозяина дома в 1911 г. Египетский зал был сдан в аренду для различных мероприятий и увеселений. Египетский зал смотрится на удивление современно, и даже не верится, что проект его декора принадлежит Фёдору Шехтелю.
Что же касается марки «Смирнов-водка « — это, увы, давно уже не российский, а английский бренд. Знаменитую марку перекупили у эмигрировавших (и обнищавших на чужбине) наследников Смирнова предприимчивые англичане, и гонят теперь под этой маркой свой продукт. А ведь когда-то водка Смирновых занимала в России 60% оборота на рынке алкогольной продукции! Нет тех Смирновых, и нет той водки – но остался дом – выдающийся памятник русской архитектуры и творчества Ф.О.Шехтеля.