Новые правила «Аэрофлота» и другие причины не пустить тебя в самолет

С сeрeдины фeврaля 2018 гoдa рoссийскaя aвиaкoмпaния «Aэрoфлoт» ужeстoчaeт прaвилa прoвoзa ручной клади. Отныне ты не сможешь прихватить с собой ноутбук, книгу, фотоаппарат, видеокамеру или зонт в дополнение к бесплатным 10 кг ручной клади — все эти предметы будут учитываться при взвешивании. Кроме того, если раньше к ручной клади можно было присовокупить рюкзак любого веса (главное, чтобы ты его мог сам утащить), то теперь в него можно положить лишь не более 5 кг. И серьезно закупиться в дьюти-фри тоже не получится: пронести на борт можно всего лишь 1 запечатанный пакет с габаритами в сумме не более 115 см.

Проскочить, не привлекая к себе внимание, вряд ли удастся, во всяком случае в аэропорту Шереметьево, где «Аэрофлот» установил отдельную зону досмотра. Допустимые вес и габариты ручной клади: 10 кг и 55х40х25 см. Поэтому лучше всего проверь эти показатели еще дома, чтобы в аэропорту не нестись к стойке регистрации, чтобы сдать ручную кладь в багаж, и не опоздать на рейс.

Кроме того, сотрудники авиакомпании и аэропортов могут не пустить тебя на рейс — или по крайней мере осложнить попадание на борт — еще по многим причинам, причем четко определенным законом. Рассмотрим некоторые из них. Ты никуда не улетишь, если:

1. Ты откажешься от предполетного досмотра

Предполетный досмотр проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел. Досмотр проводится после осуществления паспортного и таможенного контроля. Пассажир обязан пройти досмотр и предоставить для досмотра свой багаж, в противном случае пассажир может быть не допущен в самолет.

2. У тебя просрочен паспорт

Причем речь идет не только о паспортах, срок действия которых уже истек. Если твой паспорт годен еще 5 месяцев и 29 дней, а ты летишь в страну, которая требует, чтобы срок действия паспорта составлял как минимум 6 месяцев, то тебя завернут еще при прохождении паспортного контроля (а то и раньше — у стойки регистрации на рейс).

3. Ты откажешься оплачивать провоз багажа

Отказ оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы, — достаточное основания для того, чтобы снять пассажира с рейса.

4. Ты откажешься платить за ребенка

Напомню, что бесплатно может лететь ребенок в возрасте до двух лет без предоставления ему бесплатного места; дети в возрасте до 12 лет перевозятся по льготному тарифу с предоставлением отдельных мест.

5. У тебя есть запрещенные к воздушной перевозке предметы или вещества

В этом случае пассажиру придется избавиться от запрещенного к перевозке предмета (выбросить, передать провожающим и т.д.), чтобы попасть на борт самолета. Понятно, что если речь идет об обнаружении, допустим, наркотических средств, то думать надо уже не о том, как попасть на рейс, а о том, как избежать тюрьмы.

6. Ты пьян

Скорее всего, пьяный пассажир не пройдет досмотр и не будет допущен на борт самолета. В то же время он может благополучно пройти досмотр, а потом в магазине беспошлинной торговли купить спиртные напитки и, прямо говоря, напиться, а затем пройти в самолет. Если он в самолете будет нарушать правила поведения (буянить, приставать к другим пассажирам, мешать стюардессам или стюардам, горланить песни и т.д.), что создаст угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, то такого пассажира снимут с борта самолета.

7. Ты не выполняешь распоряжения командира воздушного судна

Командир — главная фигура на борту самолета. Он вправе отдавать распоряжения любому пассажиру (независимо от его статуса и должности в обычной жизни), находящемуся на борту воздушного судна, и требовать их исполнения. Более того, командир воздушного судна имеет право применять меры принуждения в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться его распоряжениям. Как правило, такими пассажирами являются пьяные люди (см. п. 6), которых и снимает с борта самолета командир корабля.

8. Состояние твоего здоровья требует особых условий воздушной перевозки

Пассажира могут не допустить на борт самолета, если состояние его здоровья требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира (представим, он находится под капельницей) или других лиц, что подтверждается медицинскими документами. При этом к особым условиям перевозки не относятся, к примеру, особенности перевозки инвалидов.

Однако инвалид должен заранее — во время покупки авиабилета — предупредить перевозчика об особенностях своего здоровья, а продавец даже не имеет права требовать соответствующих медицинских документов и должен поверить на слово. Более того, нельзя отказать в полете инвалиду по причине отсутствия соответствующих технических средств (например, кресел-колясок или носилок). Инвалид (другое лицо с ограничениями жизнедеятельности) должен быть встречен в аэропорту и без дополнительной платы (!) перемещен (в том числе и на предоставленном перевозчиком в случае необходимости кресле-коляске) в здание, ему должна быть оказана помощь при регистрации. Если инвалид не может передвигаться самостоятельно, то его посадка и высадка из самолета осуществляются с помощью специального подъемного устройства (амбулифта). Инвалидам по слуху или зрению вся необходимая информация должна соответствующим образом дублироваться. Исключение: если пассажир является инвалидом по слуху и зрению одновременно или инвалидом в возрасте до двенадцати лет, то его перевозка осуществляется в сопровождении пассажира, оказывающего ему помощь в полете. В противном случае такого пассажира не допустят на борт самолета.

Нередко возникают спорные ситуации в случае, если пассажир — беременная женщина (сотрудники авиакомпаний, например, требуют соответствующие справки). Так вот, с точки зрения закона РФ никаких ограничений в перевозке беременных женщин нет.

Надо ли бороться, если тебя снимают с рейса при наличии указанных условий? Скорее всего, такие попытки окажутся бесполезными. Соблюдение правил направлено на обеспечение безопасности полета, и лучше не нарушать закон, если ты хочешь гарантированно улететь. Однако стоит добавить, что бремя доказывания наличия указанных условий лежит на перевозчике.