Прoсмoтрoв:
134
Кoммeнтaриeв:
В 50-60 гoдax Сoвeтский Сoюз и Сoeдинeнныe Штaты Aмeрики были кoнкурeнтaми в освоении космоса. Поначалу вперед вырвался СССР — наши соотечественники запустили первый спутник, затем Юрий Гагарин в космосе опередил Алана Шепарда (совершившего свой суборбиталный космический полет 5 мая 1961 года). Это были серьезные удары по гордости американцев и реноме США как ведущей державы мира. Любимец Америки президент Джон Кеннеди объявил общенациональную программу по высадке человека на Луну, которая в итоге увенчалась успехом и позволила США объявить себя мировым лидером в освоении космоса.
Источник изображения: nasa.gov
Для чего Советскому Союзу понадобилось строительство базы на Луне
Советский Союз не мог по политическим мотивам оставить стремление вероятного противника первым высадить своих граждан на естественном спутнике нашей планеты. А еще играли большую роль интересы военных. Достаточно вспомнить, что ракета на которой Гагарин полетел в космос была ни чем иным как межконтинентальной баллистической ракетой, предназначенной для ядерного удара по США. Но простой полет на Луну не интересовал военных, хотя был бы крупным достижением в политическом и научном планах. Замыслы военных были гораздо амбициознее, их интересовало создание постоянно действующей базы, с возможностью удара ядерным оружием по объектам Америки. Замысел военных на определенном этапе почти полностью соответствовал идеям Сергея Королева о создании лунной базы на постоянной основе. Так родился проект «Звезда».
Работа над проектом
Еще в 1962 году Сергей Королев поручил руководителю ГСКБ «Спецмаш» Владимиру Бармину создать проект постоянно действующей лунной базы. «Спецмаш» уже доказал свой профессионализм создав стартовые площадки для ракет, но новое задание было гораздо амбициознее. Бармин всячески пытался откреститься от малоперспективного задания указывая на отсутствие мощной ракеты, способной доставить на Луну необходимые материалы. Но Королев заявил, что создание ракеты это его личные проблемы, а создание проекта лунной базы дело Бармина.
Лунный посадочный корабль-модуль ЛК программы Н1-Л3. Источник изображения: nasa.gov
Вскоре после этой беседы ГСКБ «Спецмаш» приступил к разработке долговременной лунной базы ДЛБ, которая в документах ОКБ-1 именовалась «Звезда». Первоначальный проект представлял собой комплекс из 9 модулей, способных стать домом для 9 космонавтов. Все модули должны были иметь длину в 4,5 м и доставляться на наш спутник в автоматическом режиме. Каждый модуль имел свое предназначение — научный, складской, жилой и так далее. Предусматривался даже медицинский блок совмещенный со спортзалом.
Место для базы планировалось выбрать после проведения детальной картографии сделанной с помощью лунных спутников. После предварительного выбора места будущей строительной площадки, автоматическая станция должна была доставить образец грунта на Землю. Это было необходимо, чтобы выяснить, смогут ли обитатели станции добывать кислород путем химических реакций. Воду планировалось добывать с помощью соединения кислорода с водородом, причем водород нужно было доставлять с Земли.
Источник изображения: госкорпорация «Роскосмос»
Сами модули должны были оснащаться трехслойной защитой, между стенками из специального сплава предусматривался вспененный наполнитель. Поскольку лунная вахта планировалась по полгода, то для жилья постоянного состава базы предусматривалось 3 модуля, каждый рассчитан на 4 человека (планы количества людей на базе несколько изменились). Все модули «Звезды» должны были иметь длину 8,6 м, диаметр 3,3 м при массе в 18 тонн.
Длина в 8,6 м была гораздо больше первоначально планируемых 4,5 м. Ясное дело, представить в распоряжение Бармина ракету способную доставить на Луну модуль длиной 8,6 м Королев не смог бы. Конструкторский отдел «Спецмаша» придумал оригинальное решение проблемы. По замыслу разработчиков все модули должны были представлять собой подобие металлических гармошек, распрямление которых обеспечивалось бы на Луне внутренним давлением воздуха.
Источник изображения: госкорпорация «Роскосмос»
Оригинальным способом были предусмотрены поездки по Луне. Если небольшие транспортные машины должны были получать питание от солнечных батарей и аккумуляторов, то для транспортировки крупногабаритных грузов, даже модулей станции (их планировалось поставить на колеса) работники Бармина планировали создать настоящий «лунный поезд», который имел бы мотору на каждое из колес. Выход из строя нескольких моторов не помешал бы такому транспорту передвигаться. Энергетическая установка этого агрегата должна была вырабатывать мощность в 10 кВт, энергию планировалось получать от радиоактивных изотопов. Полная масса «лунного поезда» рассчитывалась в районе 8 тонн.
Сворачивание проекта
В 1971 году ГСКБ «Спецмаш» закончил разработку «Звезды». Бармин предоставил проект на рассмотрение Устинову. Беседа проходила 6 часов, по результатам которой министр обороны согласился, что проект должен развиваться и дальше. Однако в 1972 году практически все работы по «Звезде» были свернуты. Причиной прекращения работ стали 4 из 4 неудачных пусков сверхтяжелой ракеты Н-1, которая должна была доставлять лунные модули.
Технологические проблемы в принципе можно было разрешить, но стоимость проекта по самым скромным оценкам составляла 80 миллиардов долларов. В начале 70-х годов прошлого века милитаризованная и неэффективная советская экономика просто не смогла бы вынести тяжести подобных расходов (а они наверняка бы возросли в 2-3 раза). Да и гарантии успешности подобного грандиозного проекта не мог дать никто, ведь советская космонавтика не смогла высадить человека на Луну даже на час, куда уж тут говорить о долговременной базе.
Все работы по проекту «Звезда» были засекречены (гласности проект предали лишь спустя 2 десятилетия), а советская лунная программа смогла осуществить только успешный запуск 2 «Луноходов».