Прoсмoтрoв:
16
Кoммeнтaриeв:
Свeтлoкудрый пaстушoк, игрaющий чaрующую мeлoдию нa свoeй свирели… Таким чаще всего изображают Леля – славянского бога самого непобедимого чувства, любви. О нём писали и не перестают упоминать поэты и писатели. Но был ли он на самом деле? Почему же тёзке Леля так и не суждено было узнать счастья в любви?
«За» и «против» Леля
Лель – один из самых неординарных богов славянского пантеона. Вот уж кого можно назвать покровителем споров и разногласий! Нет, сам Лель вовсе не отличался скверным или воинственным характером, однако исследователи, занимавшиеся изучением его, в итоге разбились на два лагеря.
Одни заявляют, что бог такой действительно был, что подтверждают старинные песни и отголоски фольклора в произведениях русских классиков. Другие опровергают все эти доводы, считая Леля – сущей выдумкой. На мой взгляд, правильно будет рассмотреть обе версии образа Леля – как существующего, так и того самого «ненастоящего».
Мелодия любви и искры страсти
Как утверждают фольклористы и любители славянской мифологии, Лель и Полель были братьями, рождёнными в браке Сварога и Лады. Родительское сочетание (бог огня и богиня любви) нашло отражение в сыновьях. Именно Лель ассоциировался в старину с чувством влюблённости, когда отношения между людьми лишь набирали силу. Полель же символизировал покровителя крепкой и счастливой семьи, сохранившей любовь и уважение через многие годы.
Согласно описаниям, что дают нам не слишком древние, но всё-таки фольклорные источники, Лель был красивым и легкомысленным юношей. Он играл на своём волшебном рожке, от звуков которого сердца людей наполнялись мелодиями любви. Кроме этого, Лель мог сыпать искрами, что срывались во время игры с кончиков его пальцев – так он сеял желание, что разжигало огонь любви в людях.
А Лель и ныне жив!
До нашего времени Лель сохранился в отдельных словах, например, «лелеять». Это то самое определение, что очень точно характеризует влюблённых, относящихся друг к другу с нежностью и заботой, то есть лелеющих своих любимых. Лель считался покровителем певчих птиц, но главным его пернатым другом считался аист, название которого у некоторых славянских народов звучит как «лелека».
Как отмечают историки, днём Леля считалось 24 июня, когда солнце в небе и длительность дня достигали своего пика. В праздник самого светлого и доброго бога народ разводил костёр, а молодёжь старалась перепрыгнуть пламя, совершив прыжок как можно выше и стремительнее. От высоты прыжка зависела удача, которую Лель дарил всем, кто его почитал в этот праздник.
Земной Лель — пастух и музыкант
Есть и несколько легенд о Леле. Одна из них рассказывает о семье пастуха, что очень любил свою супругу. Когда у пары родился сын, они решили назвать его Лелем – в честь их неугасаемой любви. Юный пастушок сделал себе дудочку, на которой любил играть целыми днями.
Однажды его игру услышал бог Лель. Он спустился на землю, чтобы увидеть своего талантливого тёзку, а потом подарил ему волшебную свирель. Музыка, которая рождалась из этого инструмента, была поистине чарующей. Всё оживало, когда пастушок начинал играть на подаренной свирели, в пляс пускались даже лесные звери и птицы.
Однажды, очарованная мелодией, красавица Светана заметила юного Леля. С первого взгляда она полюбила пастуха, однако тот всё играл и играл, не обращая внимания на прекрасную девушку. Разозлённая Светана решила, что всему виной – свирель, а потому дождалась, пока пастух уснёт, схватила его музыкальный инструмент и сожгла на костре, что развела в глубине леса. Когда же юный музыкант открыл глаза и не увидел любимой свирели, Лель впал в глубокое отчаяние.
В печали и тоске он провёл остаток лета, угасая на глазах. В той мелодии скрывалась его жизнь, а без свирели он не видел в ней смысла. Несчастный юноша умер от тоски по музыке, а над местом, где он был похоронен, вырос тростник, который часто на ветру тихонько пел, будто выводя ту самую волшебную мелодию Леля.
Эта печальная история рассказана в книге Е.А.Грушко «Русские легенды и предания». Автор отмечает, что в народе часто считали пастухов талантливыми музыкантами, которым редко улыбалась удача в сердечных делах. Видимо, трагедия земного Леля нашла отражение в судьбе многих его последователей.
Леля мы можем встретить во многих произведениях искусства. Художники и поэты воспевали этого славного бога, что дарит людям любовь и пение птиц в сердцах. Очень ярким персонажем Лель предстаёт в сказке «Снегурочка» А.Н.Островского, которая впоследствии уже в оперной трактовке имела немалый успех у публики.
Лель: божество или выдумка?
Несмотря на все эти факты, уже в XIX веке исследователи начали высказывать свои сомнения относительно того, был ли этот бог вообще. Как они подчёркивают, в чертах Леля немало сходства с древнегреческим Эросом или римским Амуром, а потому нельзя исключать, что этот бог стал обыкновенным вымыслом фольклористов, что решили дополнить им образ богини Лады.
Если детальнее всмотреться в славянский фольклор, то слова вроде «леля», «лель» встречаются лишь в свадебных песня, представляя собой подобие выкриков или припевов (как те же «гой», «эй»), а потому исследователей прошлого такая трактовка могла попросту сбить с толку.
Советский фольклорист Л.Н.Виноградова отмечала, что о Леле как о божестве нет упоминаний ни в одном надёжном славянском источнике – как в дошедшем до нас устном творчестве, так и древних текстах. Её мнение разделял исследователь Ю.М.Лотман, отмечающий, что используемое в припевах старинных песен слово «лель» первоначально воспринялось как имя собственное, однако никакого намёка на божественное существо не содержало.
Вот и получается с Лелем такая непростая история. Был ли этот бог у славян? Мне кажется, на этот вопрос каждый вправе ответить так, как он сам хочет. А если вдуматься, то Лель, независимо от своего существования, воплощал ту силу, чья реальность никогда не вызывала сомнения у людей, — саму Любовь.