Легальный беспредел и дальнейшая расправа на Красной Реке

Прoсмoтрoв:
563
Кoммeнтaриeв:

Сeрия вoeнныx кoнфликтoв пoлучившaя нaзвaниe «тexaсскo-индeйскиx вoйн» затрагивает добрых полстолетия и коснулась не только индейцев с их традиционными англоязычными противниками, но и местных с испанцами – все началось еще в эпоху, когда территории относились к Мексике. Хотя основная масса столкновения пришлась, конечно, на долю американских переселенцев.

Сложно кого-то одного из участников однозначно винить в развязывании этих столкновений – обе стороны не отличались ни праведностью, ни благородством. Но в завершающей войне у Ред-Ривер такого виновного назначить, пожалуй, можно – однозначно белокожая сторона.

К 1874 году стало казаться, что конфликт индейцев с белыми исчерпан. Коренные жители поселились в резервациях, но правительство худо-бедно обеспечивало их продовольственными пайками, поголовьем племенного скота для разведения, оружием для охоты и другими нужными припасами. Взамен требовалось одно – лояльность по отношению к соседям. Это была политика кабинета Гранта, которая ориентировалась на окончательное примирение сторон и начало мирного сосуществования. Но тогда еще взаимная враждебность не утихла, так что случались осложнения.


Американцы отстреливаются, укрывшись в бизоньей яме, сентябрь 1874-го. Иллюстратор: Severino Baraldi

В первую очередь предметом раздора стало поголовье степного бизона – в ту пору почти уже истребленного на сопредельных территориях. Это животное неплохо подкармливало индейские резервации, к тому же миграция оставшегося поголовья проходила на территориях аборигенов. Вот только его шкура ценилась не только у обитателей типи – сыромятная бизонья кожа являлась лучшим материалом для машинных фрикционов, а потому высоко ценилась во всем мире – ее экспортировали и в Англию, и в Австралию, и Германию. Так что постепенно охотники на бизонов, лишенные привычного источника дохода из-за сокращения поголовья бизона, стали засматриваться и на индейскую сторону.

Всеми правдами-неправдами было заключено соглашение, по которому выделялась небольшая квота, позволявшая белым прореживать индейский ресурс, так необходимый для нормальной жизни. Чести ради стоит заметить, что соглашение подписали не все вожди. Скажем, большая часть команчей категорически высказалась против. Так или иначе, многие индейцы согласилось на эти дополнительные уступки, и белые охотники стали появляться на индейских территориях вполне официально.

Надо сказать, что условия и нормы отстрела животных нарушались постоянно, повсеместно и максимально масштабно. Вскоре численность бизона сократилась настолько, что индейцы стали зависимы от нерегулярных поставок государственных пайков и начали попросту вымирать. Вообще, бизонов окончательно истребили в тех краях через 4 года, но уже тогда стало понятно, что добром это дело не закончится. Не так уж и много на индейской территории имелось продовольственных ресурсов.


Добыча шкуры бизона. Округ Тейлор, штат Техас. Фото сделано в 1874 году

Возможно, все бы сошло на тормозах – индейцы были серьезно обескровлены предыдущими войнами и совсем не планировали серьезных выступлений даже в стесненных условиях. Но в их рядах появился пророк Исатаи, быстро набравший вес в мире суеверных индейских воинов.

Забавный дуализм крылся в имени пророка. Имя Исатаи с одинаковым успехом на языке индейцев означало «Падающего койота» и «Койотскую задницу». Так что в минуты триумфа соплеменники воспринимали его первую ипостась (в их мифологии койот пример хитрости, находчивости и смекалки – по сути, трикстер). А как дошло до опалы и унижения, трактовали имя во втором значении. Удивительно практичная полисемантичность.

Но в ту пору Падающий Койот исцелял больных, предсказывал неурожаи и кометы – по большей части его пророчества не сулили особого счастья и сбывались с редким постоянством. Так что когда Исатаи предсказал победу над белым человеком, ему поверили. А убежденность, как известно, уже половина успеха.


Куана Паркер — вождь из племени команчей

Мишенью нападения избрали старый торговый пост Эдоуб-Уоллс. Там постоянно жил кто-то из охотников на бизонов, так что месть обещала быть комплексной.

Разведчики под командой вождя Куана Паркера (кстати, он был полукровкой – его мать когда-то украли в белой семье) осмотрели постройки и составили план нападения. В самые первые минуты боя убили троих охотников и угнали всех лошадей. Казалось, успех близок. Но вот оставшиеся в живых 28 мужчин и одна женщина оказались привычными к разного рода передрягам. Охотники забаррикадировали двери, блокировали окна мешками с мукой (спасали от стрел и пуль не хуже мешков с песком) и принялись планомерно отстреливаться от индейцев. А учитывая мощь и дальнобойность их оружия (все же на бизонов готовились), индейцам пришлось несладко. В самое скорое время счет сравнялся: убили троих нападавших и ранили семерых – в том числе и самого вождя Куану Паркера. Потоптавшись полдня на дальних подступах, индейцы были вынуждены отступить. 250 воинов не смогли одолеть 28.


Пулеметы Гатлинга, использованные против шайенов 30 августа 1874-го. Иллюстратор: Johnny Shumate

В селении воинам требовалось свалить на кого-то вину и выплеснуть раздражение. Что они и сделали, унизив шамана Исатаи – ему попросту набили лицо. Могли бы и вовсе убить, но вождь отстоял неудачника-пророка, сообщив подчиненным, что унижения людям такого сорта приносят большие неприятности, чем смерть.

Результатом этого набега стали более чем 20 сражений объединенных индейских войск с правительственными силами. Армия шла пятью колоннами с нескольких направлений, равномерно тесня индейцев к центру. Не испытывая недостатка в мужестве и решимости, индейцы страдали от дефицита снаряжения и припасов. Так что хорошо оснащенная армия уже в 1875 добилась официальной капитуляции сил индейцев в Форт-Силле. Надо сказать, что это событие и считается окончательной точкой в истории индейских войн на территории Техаса. Конечно, случались столкновения и позднее. Порой, куда кровавее, чем иные бои эпохи войны у Ред-Ривер. Но именно тогда команчи и шайены навсегда ушли в резервации и перестали играть серьезную роль в сражениях – они попросту выдохлись и оказались перед выбором: менять образ жизни или погибнуть. Они выбрали первое.