Краткая история айнов — коренного народа Курильских островов

Прoсмoтрoв:
101
Кoммeнтaриeв:

Eщe мaлo извeдaнa и пoкoрeнa прирoдa этиx интeрeсныx мест. Моряки говорят, что иногда нм приходилось безошибочно определять положение корабля близ Курил по дикому реву сивучей на островных ложбинах. Замечено, что именно вдоль Большой Курильской гряды летом идут в Берингово и Камчатское моря кашалот и сельдяной кит. Осенью они тем же путем возвращаются в корейские поды. Не менее восемнадцати вулканов гряды выбрасывают до сих пор свои пары. Здесь есть и снежные вершины и темные «горелые» макушки огнедышащих гор. Охотское море излучает такое свечение, что мореходу кажется, будто высокие волны пронизаны электрическим огнем. Почти каждый из островов окружен чудовищным венцом из водорослей. Нет другого места во всем мире, кроме Курил, которое было бы так богато подводными лесами и лугами. Морской туман, свеченье волн, колыханье длинных водорослей, серные пары и огонь вулканов, черные базальтовые скалы… Это Курильские острова. Корабли заходят в их бухты, и иногда эти круглые гавани оказываются кратерами потухших вулканов.

Каменные осыпи нависают над морем; говорят, что от одного прикосновения крыла птицы в волны свергаются тысячи пудов черного щебня. Прибрежные скалы покрыты птичьими базарами. Водопады стремятся в своих руслах. Пар поднимается над горячими источниками, которых так много в этой вулканической стране. Серу и золото, железо и жемчуг можно найти на Курилах. Все богатство их еще не открыто. Русская белоствольная береза растет в островных долинах почти рядом с бамбуком. Новгородская незабудка уживается здесь с геранью, душистой розой и гвоздиками. Острова прорезаны светлыми реками; в них водится благородная форель, в устья заходит лосось. Леса южных Курильских островов глухи и дики. Их никто не расчищал. Вряд ли и теперь можно пройти через тайгу острова Эторофу (Итуруп); в конце прошлого века это считалось немыслимым, так же как преодолеть необозримые заросли бамбука. Японцы, хозяйничавшие на Курилах, не смогли проникнуть внутрь островов.

Японские поселения, звероводческие питомники, небольшие заводи стояли на морских побережьях. Только нам теперь по праву дано стать подлинными хозяевами всех богатств Курил. Сера и йод, морская капуста, крабы, жемчуг, морской бобер, котики, нерпы, сивучи, сотни пород промысловых рыб, китовый ус, меха дорогих зверей— вот что дадут нам угрюмые Курилы. Японцы не думали, например, о земледелии на Курилах, а наши предки еще в 1830—1831 годах получали там хороший урожай овощей. Да и ранее этого времени, в XVIII веке, «сибирский дворянин Антипин, один из первых исследователей Курил и Северной Японии, не раз сеял на курильской земле сибирскую пшеницу и ячмень. Не одно поколение русских людей жило на Курильских островах. Следы наших предков сохранились там всюду—на Урупе и Итурупе, на Сюмусю и Симусире. Разверните морскую карту Курил, раскройте мореходные лоции, и вы увидите там множество русских названий — вершины Креницына и Сарычева, проливы Дианы, Головнина, Надежды, вулкан Левашева…

Старинные русские люди, первые открыватели Курильских островов. жили в дружбе и согласии с курильскими туземцами — айнами — и уважали их обычаи и язык. Поэтому в русской географии было принято много названий и на айнском языке, относящихся к Курильским островам. Во время своего «владычества» на Курилах японцы так извратили русские или айнские названия, что их зачастую просто нельзя узнать. Сейчас нам придется вновь восстановить утраченное единство русских названий XIX века. Курильские острова были издавна населены крепким, здоровым и миролюбивым народом айнов (айну). Учение думают, что когда-то они населяли всю Японию, но были вытеснены оттуда японцами на Курилы и Сахалин. Сама история происхождения айнов крайне загадочна. Их обычно не причисляют к какой-либо определенной группе народов. Рослые, бородатые, чем-то похожие на великорусских крестьян, как это подмечали путешественники, айны всегда занимались мирным трудом — охотой и рыбной ловлей.

Русский ученый Л. Я. Штернберг, немало потрудившийся над изучением айнов, уже в 20 веке (1927 г.) поставил на обсуждение мировой науки свою догадку о том, откуда айны пришли на суровые Курилы. Взор ученого устремился в Океанию, а именно — в Новую Зеландию. У новозеландских маори и айнов существуют общие художественные орнаменты; подмечено было также сходство языка айнов с наречиями некоторых племен на островах южных морей. Судьба курильских айнов воистину страшна. Нет такой клеветы, которую не возвели бы японцы на айнов. Еще в 1887 году в одной из книг, изданных императорским японским университетом о Токио, писалось, что айны «представляют действительно что-то переходное между человеком и зверем», уже тогда утверждалось, что айны являются «низшей расой». Как только японцам удалось захватить Курилы, они начали насильственное переселение айнов в особые деревни, где куонльцы жили под строгим надзором японских чиновников. Айнам даже запрещено было отлучаться куда- либо с острова Сикотан, который стал для них тюрьмой.

И айны стали вымирать. Раздражение и злоба японцев усиливались из-за того, что айны не забывали русских обычаев, носили русскую одежду. На Сикотане айны свободно разговаривали по-русски. Их имена были: Яков. Лаврентий, Авсоьян, Елисей. В конце XIX века японский антрополог И. Когена и не затруднял себя долгими поисками скелетов и черепов айнов—и того и другого было в изобилии. Судьба айнов Курил была тогда в руках японского «Патриотического общества воздаяния справедливости:». Оно истребляло айнов. Уничтожение их как народа было завершено к началу XIX века. Но нет ничего удивительного, если сейчас к нашему солдату где-нибудь на Курилах подойдет бородатый айн и радостно заговорит по-русски, называя свою фамилию — Сторожен. Когда-то это была самая распространенная айнская фамилия. Но сколько айнов осталось в живых к нашему времени, на этот вопрос ответить невозможно.