Прoсмoтрoв:
178
Кoммeнтaриeв:
Пoмнитe, Шeрлoк Xoлмс рaсскaзывaл дoктoру Вaтсoну вo врeмя знaкoмствa:
«Чeлoвeчeский мoзг пoxoж на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадётся под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно».
Исследования, однако, показывают, что Шерлок Холмс был не прав! Начнём с того, что память у нас не одна. Их две. Первая называется «кратковременной», а вторая, нетрудно догадаться – «долговременной». И свойства у них очень разные!
Давайте поиграем в игру. Возьмите кубики с картинками или карточки со словами для изучения иностранного языка, такие можно купить в любом большом книжном магазине.
Перемешайте карточки и возьмите одну. Посмотрите на неё и запомните, что на ней написано. Запомнили? Теперь положите её в сторону и посчитайте про себя до двадцати. А теперь скажите – что было написано на карточке? Просто, правда?
Теперь возьмите две карточки и попытайтесь запомнить, что нарисовано на них. Снова откладываем карточки в сторону, поём песенку, вспоминаем. Удалось? Скорее всего, вы без проблем справитесь с тремя, четырьмя и пятью карточками. Однако на шестой (или реже на седьмой) вдруг случается что-то непонятное. Одна из карточек как бы «стирается», «уплывает» – пять слов вспоминаются легко, а вот шестой вдруг «исчезает»! Так работает ваша кратковременная память.
Память–чердак
Первым на «правило пяти кубиков» обратил внимание американский психолог Джордж Миллер. В своей книге «Волшебное число семь плюс-минус два» он указал, что у 99% людей в кратковременной памяти может храниться 8 цифр, 7 букв или 5 простых слов; это правило часто называют «законом Миллера». Из кратковременной памяти слова обычно начинают стираться сами по себе приблизительно через 20–30 секунд (потому-то она и «кратковременная»).
Джордж Миллер
Кратковременная память – это хранилище, в котором находятся знания и сведения, необходимые нам «здесь и сейчас». Допустим, когда мы проснулись и идём на кухню завтракать, в кратковременной памяти хранится знание «я иду на кухню завтракать». Если в результате травмы или болезни у человека нарушается работа кратковременной памяти, это очень плохо. Например, он хочет поесть или попить – но тут же забывает об этом. Он хочет что-то сказать или попросить, но тут же забывает, о чём хотел просить и что хотел сказать… Он берёт в руки предмет и тут же забывает, зачем его взял…
Итак, кратковременная память – это действительно как бы крошечный чердак, в который не получается уложить больше пяти объектов. Так что здесь Шерлок Холмс был прав!
Память–вселенная
Однако давайте теперь познакомимся с другим видом памяти – а именно памятью долговременной – той, которую мы привыкли называть просто «памятью».
Когда сведения и факты переносятся из кратковременной памяти в долговременную, это и называется запоминанием.
Ну а когда те же самые факты и сведения переносятся из долговременной памяти в кратковременную – это называется, нетрудно догадаться, вспоминанием.
Учёные долго пытались определить объём долговременной памяти у человека – ну, как у компьютера! – используя самые разные приёмы. Так вот, «дна» у долговременной памяти до сих пор так и не нашли.
Если кратковременная память показывает свои пределы (пять объектов) очень быстро, и обнаруживается это очень простыми опытами, то долговременная оказалась просто безграничной. Оказалось, что сведения, попавшие к человеку в долговременную память, оказываются усвоенными навсегда.
Психологи производили эксперименты, в которых людей погружали в гипнотический сон – и вдруг некоторые из них под гипнозом начинали вспоминать события, факты и сведения, которые, казалось бы, должны быть навсегда забыты. Скажем, взрослый человек вдруг вспоминал стихотворение, которое учил в школе пятьдесят лет назад!
Так что долговременная память – это вовсе не чердак, а бескрайний космос, – в неё можно загружать самую разную информацию железнодорожными вагонами, и всё равно она останется незаполненной…
Она не слушается!
Но есть тут и одна загвоздка. Долговременная память очень слабо управляется нашим сознанием, «загрузка» данных туда (запоминание) и «скачивание» обратно (вспоминание) – процесс, который человек контролирует очень слабо.
Помните мальчика Ваню из мультфильма «Когда зажигаются ёлки»? Его сестрёнка спрашивает, помнит ли он номер, приготовленный для новогоднего утренника, а он отвечает – «то помню, то не помню».
У детей связь между кратковременной и долговременной памятью довольно слабая, и осознанный контроль процессов запоминания и вспоминания часто вызывает трудности. На самом деле Ваня выучил песенку (то есть она попала в его долговременную память), но вот «нажать на кнопку загрузки данных» из долговременной памяти в кратковременную у него получается плохо (и он «не помнит»).
Как управлять непослушной памятью?
Психологи считают, что для переброски данных между различными видами памяти служат определённые события-команды, которые называют «триггерами». «Триггер» в переводе с английского языка означает «спусковой крючок, курок, кнопка».
Ещё учёные используют термин «бутстрэп» – «ремешок ботинка» (bootstrap). Знаете, у некоторых сапог или ботинок есть такие маленькие ременные «ушки» – петельки, с помощью которых обувь гораздо проще натянуть на ноги?
Событие-триггер как бы само отыскивает в глубинах долговременной памяти нужную информацию, а затем за вот такой как бы «ремешок» вытаскивает в кратковременную память.
Скажем, Ваня пел-пел песенку, и вдруг – раз! – забыл слова. Что произошло? Песенка (целиком) уже хранится в Ваниной долговременной памяти. Проблема – в нарушении связи между долговременной и кратковременной памятью. Ване подсказывают начало строчки – и эта информация становится тем «триггером», «ремешком», который как бы «вытягивает» наружу всю песенку до конца.
Как улучшить память?
А можно ли как-нибудь «проапгрейдить» нашу память? Улучшить её, заставить работать быстрее? Да, можно.
Вспомните, что кратковременная память ограничена по объёму, пять-шесть объектов, слов, понятий – для неё предел. А это означает, что нужно разбивать информацию на небольшие порции. Если хотите, можете назвать это «законом арбуза»: съесть арбуз целиком – задача нереальная, но если взять нож и разрезать арбуз на кусочки, то с ним справится даже ребёнок.
А вот про что навсегда следует забыть, так это про заклинание «у меня плохая память». Очень многие дети и подростки жалуются на «плохую память», дескать, не получается у них учить правила, слова, формулы, стихи… Но при этом сами же прекрасно разбираются, скажем, в персонажах мультфильмов, героях комиксов и компьютерных игр, марках гоночных автомобилей или именах популярных блогеров – в разговорах между собой они с лёгкостью жонглируют сотнями фактов, имён и названий. Значит, с памятью-то как раз всё в порядке, просто нужны те самые «триггеры», которые стимулируют процесс «обмена данными» между кратковременной и долговременной памятью.
Опыты показали, что ввод небольшой дозы адреналина или гидрокортизона – особых веществ, вырабатываемых нашим организмом, когда мы переживаем или волнуемся – ненадолго улучшает работу кратковременной памяти, то есть запоминание происходит легче. Что это означает?
Для эффективного запоминания нужен небольшой стресс, переживание, волнение – то есть в идеале материал должен быть интересным и увлекательным. Ну а если он неинтересный и скучный, можно попробовать «подстегнуть» себя. Скажем, задали по-английскому длинный занудный список слов – во-первых, разбиваем весь список на куски по пять слов в каждом, а во-вторых, за каждые правильно выученные пять слов премируем себя (например) кусочком шоколадки. Именно маленьким – потому что те же исследования показали, что если стресс становится сильным («объелся»), то он не стимулирует, а напротив, подавляет работу кратковременной памяти.
Шоколадку мы выбрали только в качестве примера, – если вы человек взрослый и не сладкоежка, можете выбрать другую награду!
Писатель Викентий Вересаев, будучи десятилетним гимназистом, превратил в увлекательную игру изучение латинских слов. Каждое слово он представлял себе солдатиком, а самого себя – полководцем. Во главе воображаемого войска он вёл своих бойцов на штурм неприступной крепости. Если слово было выучено – боец побеждал врага; если слово не удавалось вспомнить – побеждали враги.
«Враги валят на нас со стен камни, льют кипяток, расплавленную смолу, мечут копья, осыпают стрелами. Мы, закрывшись щитами, ползём по обрывистым скалам… Panis, piscis, crinis, finis… Молодцы! Уже взлезли на стену! Ignis… А дальше как? …cinis, canalis, annalis…
Враги теснят, сбрасывают щитами в пропасть. Полный разгром! Жалкие остатки отрядов сбираются ко мне…
Формирую новую армию, стараюсь ее вооружить покрепче: ignis, lapis, pulvis, cinis!
– Воины! Вперёд! Отомстим за наш позор!»
Таких игр для облегчения разучивания можно придумать множество. И это вовсе не «глупость», не «детский сад», как может показаться на первый взгляд. Подобные игровые приёмы прекрасно подходят не только для детей, но и для взрослых.