Слушaть тeкст в видe пoдкaстa:
В начале оговоримся: не все приводимые нами правила выживания работают в молниеносных катастрофах, вроде недавнего падения Як-42 с хоккеистами «Локомотива» или трагической гибели теплохода «Булгария». Однако если у тебя есть хотя бы пара минут до наступления мгновения Х, не трать их понапрасну и срочно вспоминай, чему мы тебя учили. Шанс выкарабкаться есть почти всегда.
ФАКТ
Все 309 пассажиров выжили при неудачной посадке и последующем пожаре Airbus А-340, прибывшего из Парижа в Торонто 2 августа 2005 года. В условиях проливного дождя пилот не смог остановить тяжелое судно на ВПП: пробив заграждение аэродрома, аэробус проехал еще 300 м, увяз в почве, развалился на две части и вспыхнул. Экипаж приступил к подготовке эвакуации пассажиров еще до того, как лайнер остановился; пожарные прибыли к самолету через минуту; паники на борту удалось избежать. Как результат — всего 43 человека обратились за медицинской помощью, а министр транспорта Канады Жан Лапьер назвал происшествие «Чудом в Торонто».
Эксперт:
Андрей Легошин
Заместитель директора Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России, спасатель международного класса
Если, задремав в кресле самолета, ты просыпаешься от криков «Караул!», лицо твоего соседа-африканца напоминает кусок мела, а по салону летают предметы, то самое главное, что ты должен сделать, — это не поддаться панике (хотя в первый момент она не охватывает разве что мертвецов и Джейсона Стетхэма). Взяв себя в руки, делай вот что.
1. Строго следуй командам бортпроводников и не вздумай проявлять инициативу
«Члены экипажа проходят специальную подготовку и явно лучше тебя знают, как действовать в экстренных ситуациях, — объясняет спасатель международного класса Андрей Легошин. — Наверняка ты читал, спал или флиртовал с симпатичной соседкой, пока стюардесса объясняла, как правильно надевать спасательные жилеты, и показывала, где находятся аварийные выходы. Сейчас она все повторит — делай только то, что она скажет».
Имей в виду: именно внимательно прослушанная инструкция по безопасности спасла в 1974 году жизни четверым пассажирам самоанского «Boeing-707», упавшего за несколько сотен метров до ВПП аэропорта Паго-Паго и вскоре загоревшегося. Для спасения эти умные люди воспользовались аварийными выходами на крыло, в то время как остальные 97 пассажиров устроили давку, устремившись к традиционному входу-выходу. В итоге почти полностью выгоревший самолет стал братской могилой — расследование показало, что большинство пассажиров спаслись бы, если бы просто были в курсе, где находятся аварийные люки.