Прoсмoтрoв:
508
Кoммeнтaриeв:
Пaлитрa — этo тoнкaя, oвaльнoм фoрмы дощечка, на которой художники растирают и смешивают краски. Много лет назад, еще в СССР, на палитре советских художников появилась новая краска, ставшая затем известной далеко за пределами нашей родины. Во время первой мировой войны русские ученые создали комиссию для изысканий ископаемых богатств, нужных армии. Председателем этой комиссии был Ферсман — старший геолог Академии наук, а его помощником — старый хранитель Минералогического музея В. И. Крыжановский. Крыжановский выехал на Урал, чтобы обследовать минералы, которые можно было бы использовать как краски: русская армия испытывала настоящий красочный голод. Возле Перми ученый осмотрел 15 месторождений волконсконта. Впервые после обер-мастера Александра Волкова Крыжановским была поставлена практическая цель использовать волконскоит как краситель.
С 1925 года началось планомерное изучение геологии берегов Камы западнее Перми. Многое доселе неизвестное удалось узнать геологам о волконскоите. Была открыта и загадка его происхождения. Форма волконскоитовых вкраплений, круглых, продолговатых, с отростками, похожих на сучки, давно напоминала ученым куски дерева. Советские геологи и минералоги окончательно установили, что волконскоит — растительного происхождения. Образовался он, видимо, так: в пермский период много десятков тысяч лет назад по древним, ныне не существующим рекам плыли сломанные бурей деревья. В глубоких бухтах, у извилистых берегов стволы прибивало к берегу. Обвалы земли, часто случавшиеся у крутых берегов, засыпали стволы, и они начинали медленно сгнивать. Вероятно, не все, а лишь некоторые породы могли образовать волконскоит. Постепенно каждая сгнившая частица древесины замещалась тонкой белой глиной, каолином, которой много в здешних почвах.
Затем наступало последнее преобразование — глина уплотнялась, прессовалась и окрашивалась окисью металла хрома, которого также немало в пермских почвах. Новая теория давала в руки геологов ключ к поискам наиболее богатых залежей минерала. Его, видимо, нужно было искать там, где почва свидетельствовала о существовании в древности глубоких бухт. В таких местах искатели действительно находили большие запасы зеленого минерала. Этот же метод позволил советским ученым значительно расширить территорию, на которой возможны находки волконскоита. В 1928 году профессор Пустовалов на основании нескольких экспедиций мог уже утверждать, что волконскоит относится к числу минералов, весьма широко распространенных на северо-востоке Европейской части России. Вскоре мнение Пустовалова подтвердилось. Стали приходить сведения о находке минерала в Удмуртии и Кировской области. Зеленая глина перестала быть минералогической редкостью. Волконскоит начал служить людям.
Первое знакомство московских художников с волконскоитовой краской состоялось в том же 1928 году. Вернувшись из экспедиции, профессор Пустовалов привез в Москву кусок зеленого минерала. Его растерли в тонкий порошок, смешали с маслом и попробовали использовать в живописи. Картина должна была изображать женскую фигуру, стоящую среди густого сада. Зеленые тени и отдельные листья, по мысли автора, затеняли и все же не совсем скрывали ее. Эффект получился неожиданным: фигура женщины вышла на картине совершенно ясной, хотя листья в тени покрывали ее густой, темной тенью Секрет таился в самой краске. Она оказалась, как говорят художники, лессирующей, то есть обладала способностью просвечивать. Нанесенная на другие детали картины или прямо на грунт даже очень яркая волконскоитовая краска давала чувствовать под собой другой цвет. Это качество краски высоко оценили советские художники. Тюбики водконскоитовой краски, названной «зеленая земля», покупались нарасхват.
Художники предпочитали ее даже «веронской земле», считавшейся до того лучшей в мире зеленой масляной краской. Имея прозрачный мягкий тон, она при высыхании не давала того серого налета, который появляется в зеленых красках заграничного происхождения. Вскоре было открыто еще одно достоинство «зеленой земли», открытое сотрудниками Института прикладной минералогии. Она оказалась на редкость устойчивой: ни щелочи, ни кислоты, а равно солнце и вода не имели над ней власти. С 1936 года «зеленую землю» выпускает завод художественных красок, построенный по указанию Серго Орджоникидзе в тогдашнем Ленинграде. В феврале 1947 года в Москве состоялось совещание художников и химиков. «Мы требуем, — заявили живописцы, — чтобы инженеры лако-красочной промышленности создали яркие, красивые и нетускнеющие краски для самого передового в мире советского изобразительного искусства». Среди сорока двух красок, которые обещали добыть химики и геологи, упоминалась и волконскоитовая краска «зеленая земля».