Прoсмoтрoв:
249
Кoммeнтaриeв:
1
Люди oчeнь любят игрaть в игры, a ещё – шутить и прикалываться. Программисты – тоже люди, ничто человеческое им не чуждо. В 1961 году американские программисты Высоцки, Моррис и Макилрой придумали новую компьютерную игру, которую назвали «Дарвин». «Ареной» в этой игре была память воображаемого компьютера (похожего на обычный IBM 7090), а сражающимися «гладиаторами»– программы, написанные игроками на ассемблере. Программы-соперники помещались в памяти компьютера по случайным адресам и начинали выполняться. Побеждала программа, сумевшая уничтожить программу противника.
Роберт Моррис, «дедушка» компьютерных вирусов
В те времена подобные забавы служили только для оттачивания искусства программистов и математиков – и не выходили за стены научно-исследовательских институтов; простых смертных подобные игры вообще никаким образом не касались. Тем не менее, именно при создании «программ-гладиаторов» были придуманы приёмы самокопирования программы, то есть создания в памяти её точной копии, способной продолжать работу в случае повреждения или уничтожения программой-противником, а также «стелс-технологии», то есть способность программы «притвориться» участком чистого или случайного кода, который программа-противник не сможет распознать.
В 80-х годах игра «Дарвин» превратилась в довольно высокоразвитую игру, которая получила название «Компьютерные войны» (Core Wars). Соревнующиеся программисты должны были написать программу на особом языке Redcode, каждый свою;затем эти программы загружались в память виртуального компьютера MARSи запускались. Побеждала, как и в игре «Дарвин», программа, способная стереть из памяти программу-противника. По игре «Компьютерные войны» даже проводились чемпионаты!
Однако уже к началу 90-х годов игры программистов неожиданно больно ударили по обычным пользователям компьютеров по всему миру. Отработанные технологии самокопирующихся и маскирующихся программ-«гладиаторов» привели к созданию шуточных, а затем и вредоносных программ, которые назвали «компьютерными вирусами».
Первые вирусы были и вправду шутками – иногда безобидными (например, на экране появлялась надпись «вижу – ты спишь!»), иногда не очень (скажем, текст на экране вдруг переворачивался задом наперёд). В дальнейшем появились и более опасные вирусы – блокирующие работу компьютера, парализующие компьютерные сети и даже уничтожающие информацию.
В середине 90-х годов для любителей особо острых ощущений даже была выпущена игра «Вирус». Она заражала компьютер самым настоящим вирусом, медленно уничтожающим файлы пользователя на жёстком диске. Файловую структуру компьютера игра «превращала» в лабиринт, а игрок должен был, летая по этому лабиринту на вооружённом дроне, «расстреливать» частицы вируса и защищать свои жёсткие диски и файлы на них. Если игрок играл плохо, то вирус НА САМОМ ДЕЛЕ уничтожал файлы на компьютере – и в конце концов машина прекращала работать!
Вы спросите – это какимже дураком надо быть, как можно уничтожать свой собственный компьютер в игре-стрелялке? Вот, представьте, можно. Причём сперва атаки вируса были медленными и предсказуемыми, и защищать файлы было легко – но с каждым уровнем вирус становился всё более быстрым и опасным…
В современном мире компьютерные вирусы, увы, повседневная и жестокая реальность. Одни из них служат для вымогательства денег, другие – для кражи информации (например, паролей доступа), третьи – для распространения назойливой рекламы… И даже возникла целая отрасль программного бизнеса, специализирующаяся на выпуске программ для защиты от вирусов и лечения заражённых файлов. Вирусная атака на индивидуальный компьютер – штука неприятная, но не самая страшная; гораздо страшнее заражение вирусом, скажем, компьютерной сети большого предприятия. Тут убытки могут исчисляться миллионами рублей! А ведь начиналось всё с совершенно безобидных игр и шуток…