Как найти клад: Men’s Health изучает правила охоты за сокровищами | Знания | Men’s Health Россия

Нa крыльцe стoит Никoлaй Пaвлoвич, в рукax у нeгo синий тaз, заполненный водой. На поверхности, словно спины китов, виднеются два синих носка. «Ходил в лес за березовой корой, испачкался», — комментирует он и встряхивает таз. Николай Павлович живет в деревне Сивково Можайского района Московской области с детства. До выхода на пенсию работал лесорубом. «Это как на войне. Ты должен все правильно рассчитать. Ветер, форма ствола… Природа ошибок не прощает», — сурово рассказывает он о былых рабочих буднях. Вскользь упоминает историю напарника Саши — в прошлом году тот чудом спасся от огромной ели.

В Сивкове родилась мать бывшего лесоруба, до этого — еще целое генеалогическое древо родственников. От Николая можно услышать фразы вроде: «После 1812 года всем пришлось нелегко…» Есть более поздние семейные истории — про фашистов, которые ходили по этим местам на сто с лишним лет позже французских солдат.

Деревня, куда мы приехали искать клад, стоит на берегу озера Мжут. Вокруг отстраиваются коттеджные дома, но среди них пока еще виднеются классические деревенские пятистенки. За деревьями торчит церковь Преображения Господня 1687 года рождения. А вот, смотри, ковыряется сапогом в луже Артем — гендиректор компании по установке кондиционеров и кладоискатель со стажем. Мы вместе приехали искать сокровища.

Артем познакомился с лесорубом Николаем задолго до меня — в кафе райцентра Можайск. Тогда житель Сивкова пытался сломать о москвича стул. Через полчаса они подружились. Выпили, Николай пересказал легенду о зарытых в окрестностях его малой родины ценностях. Договорились искать клад вместе. «Общаться с местными — очень важно в нашем деле, — объясняет мне Артем. — Ты узнаешь детали, которые не нашел в книгах и документах. Например, местный архив сгорел в последнюю войну, но кто-то вспомнит, где двести лет назад стояла церковь. А на таком месте можно много всего найти. Хотя с Николаем непросто было установить контакт и обсудить детали. Он хоть и в возрасте, но сильный, как медведь».

По словам Артема, у каждой подмосковной деревни есть своя легенда. Взгляни на карту — и в пятидесяти километрах от Сивкова найдешь поселок Субботино. Перед сном, лежа в своих кроватях, жители Субботина мечтают о сокровищах, которые явятся им из торфа. Вроде как в местном болоте утонула карета, в которой наполеоновские солдаты везли награбленное, — нужно лишь осушить эту топь. Да и Артема к кладоискательству тоже привела легенда: «Как-то я поехал под Боровск к подруге. За ужином мне рассказали семейное предание: где-то у бани прадед закопал сбережения. И я их нашел. 80 медных монет XIX века, в куске железной трубы».

В деревне Сивково предание такое: после революции местный помещик спрятал накопления где-то здесь и сбежал от большевиков. Я осматриваю окружающий пейзаж — березовая роща, водоем… Пытаюсь нарисовать среди деревьев фигуру беглого помещика. Вот он, торопится, лицо раскраснелось, левый ботинок соскакивает с ноги. В руках сжимает мешок с золотом. За помещиком несется верный слуга — карлик в зеленом камзоле, борода в хлебных крошках. «Мне кажется, что наш помещик одет в серые брюки и похож на заведующего поликлиникой в Конькове. Толстый мужик, потный», — говорит Артем. И добавляет: «Я всегда придумываю себе какие-то картинки. Подкрепляю их фактами — например, много информации можно обнаружить в подмосковных краеведческих музеях». Впрочем, достоверных фактов о нашем беглеце мы так и не нашли. Порывшись в документах Можайского уезда, обнаружили лишь запись о том, что деревней с 1911 года владел некий И. Халютин. «У него работала кухаркой мать моей жены, — кивает лесоруб Николай. — Рассказывала, что часть своих сокровищ он скинул в пруд, а что-то зарыл в роще».

Копать по закону

1. По российским законам, клад («зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право») достанется тебе, если ты нашел его в своем доме или на своем земельном участке. Если ты планируешь поискать ценности на чужой земле, следует заранее испросить разрешения у ее владельца и договориться о том, как вы будете делить найденное (обычная практика — в пропорции 50/50, но можно и поторговаться). Если ты этого не сделал, владелец земли (водоема, здания) имеет право забрать все себе.

2. Но так обстоят дела только в случае, если ты обнаружил гору банальных слитков золота или безымянных бриллиантов 1990 года выпуска. Любые культурные или археологические ценности следует сдавать государству (читай — нести в ближайшее отделение милиции или краеведческий музей). В теории потом тебе должны выплатить 50% от его стоимости (каковую сумму ты еще должен будешь разделить с владельцем земли, на которой обнаружена ценность).

3. Наконец, прямо запрещено производить самодеятельные поиски и раскопки на территории памятников культурного наследия, подлежащих государственной охране (к таковым относятся и археологические зоны — к примеру, культурный слой города Старая Русса целиком). И это в наших с тобой интересах. Извлеченные «черными археологами» в нарушение закона ценности, как правило, поступают на черный рынок и оседают в тайных коллекциях — скорее всего, ни ученые, ни простая пуб­лика их не увидят никогда.