Как головные уборы помогали русским красавицам «кичиться» и не «опростоволоситься»

Прoсмoтрoв:
603
Кoммeнтaриeв:
3

В Дрeвнeй Руси пo жeнскoму нaряду мoжнo былo узнaть все традиции и мировоззрение русского народа. Довольно много информации он давал и о своей обладательнице, например: замужем ли она, есть ли дети и где она проживает. Как же читались главные его детали? Повязка

С детства малышки носили на голове яркие тесемки. Девичий головной убор не закрывал макушку, и коса была хорошо видна. Когда девочка становилась постарше, она надевала повязку, или как её ещё называли — перевязку. Та также завязывалась сзади на узел, полностью охватывая лоб. Повязки были разнообразные, начиная с берестяных, и заканчивая расшитыми драгоценными камнями и золотыми нитями.

Венец

Девушки очень любили плести венки из цветов, отразилось это и на головных уборах. Разновидностью такого веночка стал – венец, который изготавливали из тонкой металлической ленты или использовали бронзу и серебро. По виду он мало чем отличался от повязки, но к нему были приделаны специальные крючки, к которым прикрепляли ленты.

Платок или урбус

Когда девушка выходила замуж, её косу расплетали и специальным образом укладывали вокруг головы, и тщательно прятали под женский убор. Теперь на «косу- красу» мог любоваться только муж. Во время празднования свадьбы муж набрасывал невесте на голову платок, чем подтверждал, что отныне она принадлежит только ему. Появляться на людях с непокрытой головой, считалось для замужней женщины позором. До наших времен дошло выражение «опростоволоситься», то есть попасть в глупое положение.

Ещё один старинный головной убор – платок или убрус, его особенно любили женщины. В разных губерниях у него были свои названия: наметка, полотенце, ширинка, фата. Этот платок состоял из прямоугольного полотна, длиной около двух метров. Один конец убруса украшали богатой вышивкой, он всегда был поверх одежды, чтобы им можно было любоваться. Вторым концом обвязывали голову и закалывали под подбородком. В X-XI веках было принято украшать платок всевозможными подвесками.

Волосник

Волосник или повойник, женщины использовали для создания эксклюзивного головного убора. Он выглядел как шапочка-сетка, изготовленная из тонкого материала. Состоял он из дна и околышка, с завязками вокруг головы. Повойник обычно украшали драгоценными самоцветами и жемчугом, причем женщины сами пришивали их по своему вкусу, создавая уникальный узор. Позже его стали использовать как отдельный головной убор, но все равно прикрывали платком.

Кика

От названия этого древнего головного убора пошло выражение «кичиться» — ставить себя выше других. Действительно, самые высокие рога на парчовой кике, носили очень уважаемые женщины. Надеть этот головной убор могли только замужние дамы.

Кику легко было узнать по рогам, которые располагались прямо надо лбом. Эта деталь уподобляла женщину корове, которая по языческим верованиям — была священным символом плодородия. Кику надевали сверху повойника, и состояла она из обруча, обшитого тканью.

Рога к головному убору делали из скрученного холста, длиной примерно 30 сантиметров. Задняя часть – подзатыльник, изготавливалась из дорогой ткани и меха. Украшали её дорогой вышивкой и драгоценными подвесками. Христианская церковь была против языческой рогатой шапки, но женщины продолжали её носить до конца XIX века.

Сорока

Специалисты спорят о названии этого головного убора. Некоторые считают, что сорока – это часть рогатой кики. Но в Тульской губернии сорокой называли самостоятельный головной убор. Внешне, он был немного похож на птицу, боковые части – крылья, а задняя часть – хвост. Многочисленные разноцветные ленты, нашивались по кругу, образуя шикарное оперение. Саму шапку расшивали серебром. Сороку носили исключительно по большим праздникам и очень берегли.

Кокошник

А этот женский головной убор уже давно стал символом России. Великий реформатор Петр I,активно боровшийся с боярскими бородами, также пытался запретить этот традиционный убор. Только во времена Екатерины II кокошник опять вернулся в моду, но в основном как элемент маскарадного костюма. А в 1834 году Николай I издал указ, о том, что кокошник должен стать частью придворного платья.

Название кокошник произошло от древнерусского слова «кокошь» – курица, видимо потому, что форма головного убора немного напоминает куриный хвост. Передняя часть – гребень, является его характерной чертой. Основа у кокошника была жесткая, чтобы лучше держался на голове. Сзади его можно было завязать лентами. Головной убор приподнимался высоко надо лбом, и его было хорошо видно, даже издалека. Украшали кокошник богатым шитьем, бусинами, жемчугом, а также стеклярусом.

В зависимости от расположения губернии, вид и высота кокошников отличались друг от друга. Например, в Костромской области они были высокие, а во Владимирской — широкие и полукруглые. В Псковской губернии кокошник украшали жемчужными шишечками, которые символизировали количество детей. Торопецкие мастерицы по кокошникам, особенно славились своим искусством. Сначала этот головной убор носили исключительно замужние дамы, а спустя некоторое время стали надевать и молодые девушки.

После революции русские эмигранты, распространили национальную культуру по всему миру. С тех пор многие знаменитые дома моды, неоднократно выпускали коллекции от кутюр с традиционными русскими головными уборами, а режиссеры использовали их элементы для костюмов фантастических персонажей.