Прoсмoтрoв:
228
Кoммeнтaриeв:
Три тысячи дeсятин, зaсaдить ли иx xлoпкoм, табаком, кофе, парфюмерными растениями, требуют огромного труда. Но не для того шли солдаты Сесиля Родса о поход, чтобы потом трудиться в поте лица своего. Нет! У них в перспективе было собирать доход с плантаций, а спину пусть гнут другие. Когда были окончательно поделены африканские земли, остро встал вопрос о рабочей силе. Нужны были рабочие для прокладки дорог, для работы в шахтах и на фабриках, для работы на плантациях. Не для того устремлялись капиталы в Африку, чтобы там лежать без движения. Где взять рабочую силу? Везти ее из Европы— слишком дорого, да и не во всех районах Африки европеец может работать. Нет, эту проблему надо решить по-иному. Негр должен работать на белого — и все тут.
Правда, негр предпочитает работать на своей земле, где он е чувствует на своей спине бича из воловьей шкуры, не слышит оскорбления. Но тут можно свести «поощрительные меры». У негров отбирают землю, которую они обрабатывают. Эту землю Отдают европейцам, а туземцев перегоняют на скудную, неподатливую землю. Эта земля объявляется «государственным резервом». Иначе говоря, туземца в любой день можно согнать с нее. Однако туземец обнаруживает признаки преступного упорства. Он пред, почитает собирать жалкие урожаи маиса со своей новой пашни, чем подставлять спину кнуту белого надсмотрщика. Ах, так? И у туземца отнимают и эту неблагодарную землю, переселяют его в болото, в скалы. Пусть теперь попробует черная бестия не работать на белого. Но оказывается, что черная бестия предпочитает существовать в полуголодном состоянии, собирать по зернышкам дикий маис, лишь бы не отдать свою судьбу в руки плантатора. Прекрасно; тогда получай новый закон об обязательной работе негра на белого. Теперь уже не отвертишься.
Таких законов набралась к нашему времени уже толстенная книга. В одних колониях туземец, не работающий у белого, обязан платить совершенно непосильный налог. В других колониях его за это же самое «преступление» сажают на долгий срок в тюрьму. В некоторых картина одна и та же — во французских, бельгийских, английских колониях. Если указать колониальному администратору на чудовищные порядки, он и оправдываться нс станет, а только пожмет плечами: «закон»… На основании «закона» взрослое туземное население английской колонии Кения массами гибнет на непосильных каторжных работах. На основании «закона» туземцы в Ниасаленде сгоняются под конвоем на земли белых плантаторов. Они будут работать там, где нм прикажут. Законы не позволяют своевольничать черной бестии. Администратор края сумеет жестко применить этот закон.
Вот «обычная» колониальная картинка: когда пришло время снимать хлопок, туземцы вдруг заупрямились. Никто не пришел в назначенный день. Убытки стучались в дверь помещика. Но не такой он был человек, чтобы дать им войти. Он отправил своего сына на автомобиле к администратору края, и к вечеру из центра колонии прибыли два грузовика с полицейскими. Им здорово пришлось поработать бамбуковыми палками, но утром вся деревня подчинилась закону. Закон требовал, чтобы все туземцы, начиная с 7 лет, помогали белому господину возделывать его поля. Несколько дней в году они обязаны были отработать на ближней ферме. Иначе— штраф и бамбуковая палка.
— В конце концов они ведь недаром у нас работают, — заявлял помещик.
Конечно не даром. Взрослый негр получает четыре пенса в день за 12 часов работы, женщина —3 пенса, ребенок — 2 пенса. Когда-то южно-африканский епископ разослал миссионерам циркуляр, в котором нм приказывалось словом божиим убеждать туземцев выполнять свою повинность на полях белых помещиков. Миссионеры убеждали черных рабов со всей силой своего красноречия.
— Вот видишь, — говорили они избитому палками туземцу, —ты упрямился, тебя наказали. А бог тебя накажет еще сильней.