Прoсмoтрoв:
Кoммeнтaриeв:
Кaждaя прaвящaя динaстия, прaктичeски кaждый из ee сильных представителей, вынужден был заключить взаимовыгодный брак, где царственная невеста в основном играла роль разменной монеты или инструмента, для успешного исхода политической игры. В этих союзах, между державами, учитывалось только двухстороннее выполнение договоренностей, но не личное счастье будущих государынь. Вот и линия жизни, иноверки Анны Византийской, пересеклась с линией русского государя Владимира, чтобы изменить не только их жизнь, но и судьбу Руси. Что же произошло с вступлением Анны Византийской на русскую землю?
Жизнь Анны на родине
Царевна Анна, своим рождением обязана византийскому императору Роману II, который был из древней правящей династии Македонии, и Феофане, его супруге, армянки из Константинополя.
О ее матери, со слов современника и историка Льва Диакона, знающего политику и придворную жизнь того времени, говорится, как об обаятельной, обольстительной, прекрасной, но честолюбивой и порочной женщине. Феофано родила Роману троих детей, но все так же оставалась неподражаемо красивой.
Отец Анны, Роман, правил всего лишь четыре года, и скончался в 963 году, через двое суток после рождения (13 марта) своей дочери. После смерти супруга, Феофано стала регентом на время малолетства их двоих детей Константина и Василия.
В народе поговаривали, что мать Анны причастна к отравлению супруга. Затем Феофано вторично выходит замуж, за военачальника Никифора Фоку, но спустя несколько лет участвует в заговоре и, косвенно, в его убийстве, свершенном ее любовником, Иоанном Цимисхием. Тот становится императором, но саму Феофано не берет в супруги, а отправляет с шестилетней дочерью Анной в изгнание.
Вдали от дома, Анна получила лучшее образование, какое только возможно в те времена. Она очень интересовалась наследием своих предков, особенно по мужской линии, она впитывала в себя все оставленные трактаты и труды по научным, историческим и медицинским темам.
После кончины Цимисхия, братья Анны, повзрослевшие Константин VII и Василий II, стали совместно править империей, что позволило вернуться изгнанницам домой. За время их правления в стране происходили нескончаемые внутренние распри и внешние военные конфликты.
Супружество
Похорошевшую и повзрослевшую Анну, братья императоры рассматривали как предмет, который должен сыграть положительную политическую роль, естественно через выгодное замужество.
Первоначально, братья следовали трактату «Об управлении империей», который принадлежал их царственному деду Константину VII Богрянородному. Этот трактат гласил о запрете невестам из их рода выходить замуж и жениться на выходцах из нечестивых и неверных племен с севера. Браки должны свершаться только внутри своего народа, соблюдающего свои законы, порядки и нравы. В числе запретных иноверцев оказались русские, исключение было только для франков.
К Анне стали приезжать сваты из Франции, предлагая в мужья Роберта II Капета, из Германии, от Оттона III и из Булхарии. Но согласно летописи тех времен, между русами и византийцами произошел военный конфликт, в связи с которым была захвачена Корсунь. Русский князь Владимир потребовал у императора Василия II, за ненападение на столицу империи Константинополь, его сестру себе в супруги.
Для Анны выйти замуж за иноверца, язычника, было оскорбительным делом, но ей пришлось пойти на уступки своему брату, тем более, что были оговорены условия, по которым Владимир должен был помочь Василию II в войне с Вардой Фоки, и обязан принять христианство. На том и порешили.
Но Владимир видимо оттягивал решение по вопросу веры, раз Анне пришлось пуститься на уговоры, якобы она не вступит в брак с иноверцем, на что князю пришлось ей уступить и принять христианство. Вскоре было свершено, по христианским обычаям, таинство венчания.
Влияние новой веры
Выполнив все договоренности, царица Анна с супругом Владимиром ступила на русскую землю, на которой вознамерилась распространить свою веру. И началось повсеместно искоренение веры языческой и продвижение православной веры с матери городов русских, с Киева.
По свидетельству историка Яхъи Антиохийского, Анна Византийская часто самолично участвовала в приобщении русского народа к православию, через крещение всех детей князя и повсеместном построении множества церквей, с витражными окнами.
Рушились языческие капища, ввозились иконы и писались церковные уставы с появлением миссионеров и богословов, изменилась письменность с появлением кириллицы, поменялась архитектура с появлением греческих зодчих.
В самом Киеве, по желанию царевны Анны, была построена Десятинная или Богородицкая церковь, выполненная в византийском стиле. Анна всячески способствовала просвещению славян, по ее наказу строились учебные заведения для обучения иконописцев и священнослужителей.
Влияние Анны было настолько велико, что сам князь Владимир прислушивался к ней и испрашивал совета, что зафиксировано в церковном уставе. А бывшая княжеская супруга, Рогнеда, приняла христианство и постриглась в монахини. Кстати, один из первых монастырей был основан Рогнедой, где она и прожила остаток жизни.
Анна и Владимир полюбили друг друга, но судя по источникам, Бог не дал им детей, хотя их паре приписываются известные святые Глеб и Бори, но доказательств тому нет.
Упокоилась Анна Византийская в 1011-12 году раньше своего царственного мужа, опередив того на 4 года, и была похоронена в своей любимой Богородицкой церкви в Киеве.