Как американцы на вертолете украли советский Ми-24

Прoсмoтрoв:
1193
Кoммeнтaриeв:
2

Случилoсь этo в 1988 гoду во время операции «Гора Надежды III». Место действия — Центральная Африка. Между Чадом и Ливией в это время шел военный конфликт.

Ливийцы во время отступления из Уади-Доума оставили свой вертолет Ми-25 «Хинд-Д» (экспортная модель нашего Ми-24) и еще кучу техники и оборудования. Почему Хинд-Д? Ми-24 по классификации НАТО обозначается как «Hind» — «Лань», а экспортный Ми-25, соответственно, Hind-D.

Ударный Ми-24 представлял большой интерес для США. В то время это был самый тяжелый боевой вертолет на земле, и у него были возможности, о которых американские пилоты могли только мечтать.

Да, у США уже появился AH-64 Apache, однако Ми-24 мог нести до 8 человек, выполняя ту же роль — один самолет и для доставки солдат и для поддержки с воздуха.

И тут появилась возможность получить целый Ми-24. Главные герои: ЦРУ, элитный 160-й авиационный полк специальных операций «Ночные охотники», армия Чада, желающая американских долларов.

Миссию осложняли ливийские силы, которые все еще действовали поблизости. К тому же открытая кража Ми-24 вызвала бы скандал. Было решено делать дело ночью, прицепив Ми-24 к другому вертолету.

Американцы подошли ответственно. Масса Ми-24 — 8,5 т. Поэтому пилоты тренировались с огромными цистернами с водой на своих CH–47 «Чинук». Также сначала попробовали вывезти менее ценные брошенные трофеи.

Операция «Гора Надежды III»

2 вертолета СН-47 были доставлены на самолете C-5 Galaxy. До цели они пролетели 800 км на низкой высоте. Из-за угрозы со стороны ливийцев вертолеты сопровождались французскими «Миражами». В небе также были два военно-транспортных C-130 «Геркулес». Осложняло миссию то, что «Чинуки» в то время еще не умели дозаправляться в воздухе.

За несколько лет до этого, в 1980 году, во время операции «Орлиный коготь» в Иране американцы потеряли самолёт-заправщик EC-130E и 7 вертолетов RH-53D. Поэтому такая подготовка.

На обратном пути пришлось садиться 2 раза для дозаправки. На одной точке дозаправки поднялась песчаная буря высотой 900 метров. Тренировки прошли не зря и американцы таки дотянули вертолет. Ми-24 загрузили в C-5 Galaxy, на котором прилетели американцы, и отправили в штаты в течение 36 часов.

С момента проведения операции прошло почти 30 лет, поэтому многие фотографии той эвакуации уже обнародованы. Например, есть снимок, на котором экипаж CH-47 сфотографировался на фоне советского вертолета. Судя по изображению, машина, несмотря на более чем годовое пребывание в пустыне, сохранила свою боеспособность.