Прoсмoтрoв:
421
Кoммeнтaриeв:
2
Живя нa вoдe, мы oчeнь быстрo пeрeстaeм зaмeчaть всю крaсoту и гaрмoнию oкружaющeгo мирa, но это не значит, что окружающий мир перестает влиять на нас. Неслучайно племена, живущие на воде, всегда хоть немного, но отличались от своих сухопутных соседей.
Это фотографии жителей Мьянмы, связавших свою жизнь с водой. Большая часть кадров сделана на озерах Инле и Сангкар в центре страны.
Вода — это жизнь. Так было и будет всегда. Вода дает пищу и спасает от жажды и засухи. Есть море, речка или озеро — а значит, есть рыба, и мы не останемся голодными. Пока есть вода, нам есть чем напоить свой скот, а значит, будет м
олоко и мясо. Пока есть вода, нам есть чем поливать наши посевы, а значит, у нас будет хлеб.
Но вода — это не только пища земная, вода ещё и пища духовная. Это невозможной красоты закаты и рассветы, это магия воды, которая может смыть все страхи проблемы, это школа гармоничной жизни человека и природы, внимание к животным и забота о них, это склонность к созерцанию, достойная буддистских медитаций, и школа мужества и взаимопомощи.
Главное занятие, если ты живешь на воде — это ловля рыбы. И Мьянма не исключение. Рыбу здесь ловят почти все, причем с самого мелкого возраста.
Ловят сетями, сачками, кастрюлями, удочками, всевозможными приспособлениями, только что не руками. И если волею случая вы встретили человека, который не рыбак, то будьте уверены, его отец, братья, друзья обязательно будут рыбаками.
При этом я ни разу не встречал, чтобы гребли двумя веслами, сидя по центру лодки, как это принято у нас. Рыбак всегда сидит на корме и гребет одним веслом — никогда двумя. Часто лодки настолько маленькие, а расстояние от воды до бортов настолько минимальное, что не понятно, как они еще держатся на плаву:
Несмотря на то, что вода объединяет людей, здесь по-прежнему сильно разделение по деревням и народностям. И у многих есть свои особенности. Например, Инле знаменито рыбаками, которые гребут одной ногой. Больше так не гребут нигде. Даже на соседнем озере уже по-другому. Гребут, нужно сказать не столько ногой сколько корпусом, используя ногу в качестве рычага.
Помимо весла обязательным атрибутом является длинный бамбуковый шест — уровень воды далеко не всегда высокий, и сесть на мель — обычное дело. Вот тут и приходит на помощь бамбуковый шест. Вообще бамбук обладает поистине уникальными свойствами. Это удивительно прочный, гибкий, не гниет в воде. А в Мьянме еще и растет на каждом шагу.
Если вы захотите взять лодку, любой лодочник будет рассказывать, что вернуться домой нужно обязательно засветло, потому что в темноте никто не плавает. Это не совсем так. Рыбаки знают каждый дюйм озера и могут проплыть с завязанными глазами — темнота не является для них препятствием. И ловля рыбы начинается еще до рассвета, а заканчивается уже после захода солнца.
Как я уже сказал, на озере можно встретить самые разнообразные приспособления для ловли рыбы. Я даже не могу сказать, что более фотогенично: сеть в виде конуса, или небольшая сеть с грузиками, которую нужно каждый раз забрасывать, стоя в лодке. Справедливости ради, скажу, что такие сети встречаются все реже и реже. А чаще всего встречаются обычные сети, которые ставятся в воде, а потом медленно достаются и проверяются на наличие рыбы.
Однако, чтобы не полагаться на волю случая, некоторые рыбаки активно помогают рыбке попасть к ним на ужин, загоняя ее в сети сильными ударами весла по воде. Теперь я могу с уверенностью сказать, что ловля рыбы может быть вполне нескучным занятием, требующим хорошей физической формы. А наблюдать за действиями рыбаков можно часами…
Инле, и прилегающие к нему озера являются заповедником. Здесь водится множество редких птиц. Кстати, даже в отеле на столике, рядом с чайным набором мы нашли книжку–путеводитель «Птицы Мьянмы» и большой бинокль в кожаном футляре. Впрочем, речь не об отеле.
Охране подлежат не только птицы, но и все растения. На фотографии ниже видна поляна из красивых цветов. Но это не совсем так. Это все водная протока, обеспечивающая лодкам единственный доступ к расположенной на берегу деревне. Растения плавают в воде, но вместе образуют настолько плотную массу, что она становится непроходимой для лодок. Впрочем, идти по ним тоже не получится, тут же окажетесь в воде. И местные жители терпеливо освобождают протоку, длинными палками выталкивая плавучие заросли на середину озера:
Жизнь на воде не ограничивается рыбной ловлей. На Инле можно найти плавучие деревни, дома на сваях и даже плавучие огороды.
Впрочем, далеко не все рыбацкие деревни находятся на воде, многие скромно занимают свое место на берегу. А для удобства строят длинные мосты, на много метров уходящие вдаль озера. Мост служит своеобразной парковкой для рыбацких лодок, именно на него выходят рыбаки, так как уровень воды в озере может сильно меняться, а их жены до сих пор встречают на таких мостах на закате своих мужей, возвращающихся домой с уловом.
Животных здесь очень любят и купают каждый день. По вечерам коровы и буйволы сами с огромным удовольствием погружаются в прохладную воду озера, чтобы немного охладиться. Однако, заботливые хозяева на этом не успокаиваются, а усердно намывают животных чем-то вроде стирального порошка — так цивилизация приходит и в этот далекий край.
Жизнь на воде: большую часть времени проводят на лодках. А как иначе, если от дома до огорода нужно добираться по воде
Душей нигде нет. Моются все прямо на улице. Кто-то из лодки, кто-то на берегу, мыля шампунем голову и потом тщательно поливая себя из кувшина или тазика. Всегда моются в одежде. При том что большая часть жизни проходит на берегу, жители Мьянмы очень скромны, я бы сказал стеснительны. Женщины всегда плотно замотаны в длинные одежды. А когда мы хотели сфотографировать рыбака, который был в плавках и майке, он стеснительно залез в воду, там, чтобы мы не видели, надел штаны, и только после этого согласился на фотографию.
Здесь должна быть протока. Если не вытолкнуть все цветы в озеро, лодка не сможет подойти к берегу:
И в заключение фотография с закатом над озером. Рыбаки видят его каждый день