История кулачных сражений на Руси

Прoсмoтрoв:
79
Кoммeнтaриeв:

Кулaчныe бoи нa Руси были вeсьмa oпaсным зaнятиeм, xoтя нeдoстaткa в жeлaющиx побиться никогда не было. На «бойовище» выходили и мальчишки, и мужчины, а иногда даже вельможи. В бою все были равны. Часто кулачные сражения заканчивались убийствами, а бойцы зачастую не соблюдали вообще никаких правил, но это не мешало действию быть крайне популярным и собирать многочисленные толпы зрителей. С забавой боролись даже императоры, признавая ее вредной и опасной.

Без бойца нет венца

Борис Кустодиев, Кулачный бой на Москва-реке, 1897 г. /Фото: allpainters.ru

Невозможно точно сказать, когда на Руси стали проводить кулачные бои. Но упоминание о них можно найти в «Повести временных лет» летописца Нестора, которая датируется 1048 годом. Есть теория, что принимая участие в этом действии, мужчины выражали свое уважение божеству Перуну, который по преданиям оказывал покровительство смелым воинам.

По сути, кулачные боли отражали состояние мира: войны, к которым надо было всегда быть готовыми, заставляли жителей древней Руси учиться ратным навыкам. Долгие века «кулачки» оставались любимой забавой многих мужчин.

Очень часто поединки организовывали во время праздников, например, Масленицы или Красной горки, бились и на свадьбах, и на похоронах.

«Даешь боя!»

Сегодня боксерские перчатки не вызывают удивления ни у кого, как и защитный шлем. А ведь и в древней Руси существовала экипировка для участников «бойовища», состоящая из меховой шапки и рукавиц. Чтобы сделать удар более мощным, в рукавицы нередко вкладывали куски свинца, камни. Только указ Екатерины I, подписанный в 1726 году запретил это делать. Бойцы стали придумывать другие способы утяжелить рукавицы. Например, зимой их мочили водой, которая на морозе замерзала, и это сказывалось на жесткости удара.

Как сегодня спортсмены готовятся к серьезным состязаниям, так и раньше готовились к кулачным боям. За несколько дней до поединка из рациона исключались спиртные напитки, а физическим упражнениям, банным процедурам и калорийному питанию уделялось большое внимание.

Перед поединком бойцы начинали своеобразную пляску, подражая движениям медведя. Считалось, что тогда сила мощного животного войдет в тело. Участники проходили по улицам города с песнями, раззадоривая себя. Шествие заканчивалось на месте боя, где мужчины строились в ряды. Первыми стояли самые юные участники, они же и начинали драку, следом с криком «Даешь боя!» устремлялись мужчины постарше.

От потехи к ледовым побоищам

Васнецов Аполлинарий Михайлович. Старая Москва. Отъезд с кулачного боя. 1900. /Фото:artchive.ru

Кулачные бои могли быть массовыми. Улица шла на улицу, деревня на деревню, а слобода на слободу. В теплое время года местом поединка становились площади, а зимой – покрытые льдом озера и реки.

Самым популярным был трехэтапный бой «стенка на стенку». Первыми схватывались мальчишки, потом юноши и только потом взрослые. Целью было заставить «стенку» противника отступить или убежать. Руководил сражением вожак или боевой староста. Были и нападающие, которые назывались «надежа». Описание поединка между городскими и слобожанами со всеми тактическими и техническими подробностями можно найти в романе Максима Горького «Жизнь Матвея Кожемякина».

Старинный вид боя – сцепной или «сцеплялка-свалка», при котором строй не соблюдался и каждый участник отвечал сам за себя. Этот вид сражения частенько приводил к человеческим жертвам, поскольку олицетворял собой массовые бои без правил. Самый уважаемый бой — «сам на сам», некий аналог старинного английского бокса, с той разницей, что на Руси не было принято бить лежачего. Англичане же стали придерживаться этого правила лишь с 1743 года.

Во время этой суровой забавы недостатка в зрителях не было. Местом массовых побоищ становилась ледяная поверхность Невы и Фонтанки в Петербурге, Москвы-реки в белокаменной, озера Кабан в Казани. Драки на мосту у кремля в Великом Новгороде тоже всегда собирали толпы зевак. Площади городов во время праздников также служили ареной для потехи. Порой реки становились своеобразной границей между слободами, выходящими на поединок между собой. При этом все были равны, независимо от сословий.

Народная забава была игрой только по названию: на деле гибли люди. О том, что «навкулачки» бывают массовым смертоубийством, писал патриарх Иоасаф I. В книге дипломата из Австрии Герберштейна «Записки о Московии» (1549 г.) написано, что бой начинается пристойно, а затем переходит в жестокую драку. По воспоминаниям Михаила Назимова, кулачные бои на Масленицу в Арзамасе проходили с участием большого количества людей. Более 500 человек схлестнулись в жесткой схватке, безжалостно нанося удары и не соблюдая никаких правил. Убитых было много, а призвать к ответственности некого – массовый бой, найти виноватого невозможно.

Судиться желаете? Добро пожаловать на «кулачки»!

Виктор Васнецов, Кулачный бой. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова

«Поле» – так называлась народная юстиция на Руси. Сейчас на обидчика подают в суд, а в древности вызывали на кулачный бой, который заканчивался смертью одного из участников, признаваемым при этом виновным. Эта тема взволновала поэта М. Ю. Лермонтова так сильно, что он положил ее в основу поэмы «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэт описывает суровый поединок, возникший из-за личной обиды.

Не брезговали этим видом разбирательства и знатные особы. Например, боярин мог нанять бойца для участия в схватке. В случае проигрыша боярин терял какую-то вещь или земельный участок, смотря из-за чего возник спор, а наемный боец – жизнь. Такая судебная юстиция работала достаточно долго, порицаемая церковью и периодически запрещаемая правителями государства.

Бейте, граф, сильнее!

Христианская церковь всегда порицала бои и вела с ними борьбу. Например, в 1274 году митрополит Кирилл приказал участников этих мероприятий отлучать от церкви. Что касается правительства, то здесь можно наблюдать волны запретов и признаний. В 1641 году царь Михаил Федорович запретил бои своим указом. А с 1686 года нарушителя ждали штрафы, наказание бичом и даже ссылка.

Но люди продолжали биться. Даже сам Петр I иногда организовывал бои, чтобы показать силу русских богатырей. Екатерина I ввела более жесткие правила и установила за поединками полицейский надзор (1726 год), а в 1751 году Елизавета Петровна, впечатленная жесточайшей дракой, и вовсе запретила их в крупнейших городах (Петербурге и Москве).

Екатерина II была менее чувствительна и очень любила посмотреть на «кулачную бойку». Особенно когда в ней участвовал граф Орлов, слывший отличным бойцом.

В 1832 году, при Николае I бои назвали «вредной забавой» и снова запретили. Однако в праздники русские люди любили помахать кулаками. После революции 1917 года этот вид боев стали называть пережитком и в отдельный вид спорта не выделили. А когда модными стали восточные единоборства, молодежь практически забыла об этом виде боев.